Copyright © 2000 Сергей Дарда

Design © 2003 VEYE Web Studiо
Часть первая. ЛЕГЕНДЫ

Глава 4. ДАРДАНИЯ

4.6. КОММЕНТАРИИ
Глава 4.5 Глава 5.1

Дардания в Малой Азии

Вышеизложенные данные о малоазийской Дардании позволяют нам локализовать ее в пространстве и времени хотя бы приблизительно. Главным первоисточником, на основании которого делались предположения позднего времени, является Илиада Гомера. Поэтому те, кто верит Гомеру, скорее всего поверят и в то, что Дардания существовала на севере современной Турции во времена близкие к Троянской войне. Для тех, кто относится к Гомеру скептически, существуют египетские источники, в которых упоминаются те же народы, что и в Илиаде, и в приблизительно то же время - где-то сотню-полторы сотни лет до Троянской войны.

Проблема с египетскими источниками состоит в том, что точное произношение названий стран, упоминаемых в них, мы так и не узнаем никогда: египтяне игнорировали гласные звуки в записях, и поэтому нам самим приходится додумывать, какие гласные должны были бы стоять в том или ином месте. Увы, никто достоверно не знает почему, но египтянам было достаточно указать согласные буквы, и видимо этого вполне хватало в те далекие годы, поскольку и писцы, и читатели знали о ком идет речь. Точно так же для нас сегодня не составляет труда расшифровать, что такое СССР. Однако через какие нибудь три тысячи лет, а тем более где-нибудь в Египте, люди найдут свое толкование этой аббревиатуре.

Очень важен и тот факт, что исторические данные дают нам также и контекст событий, так что мы можем приблизительно представить себе, какова была динамика отношений между государствами в то незапамятное время. Известно, что дарданцы сражались вместе с хеттам против египтян в битве при Кадеш (город в тридцати километрах на восток от Тира), в результате чего транжирилось невероятное количество казенных средств с обеих сторон баррикад, а исход битвы оказался плачевным для египтян и неоднозначным для малоазийцев.

Однако, не стоит судить так строго участников этого сражения, ведь нам не известны ни истинные мотивы, ни истинные результаты этой битвы. Маловероятно, что сражение в котором участвовало столько народов со стороны малоазийцев и огромная армия Египта, сражение, ради которого обе стороны преодолели тысячи километров - было простой прихотью капризных правителей. Причины битвы при Кадеш должны были быть очень важными. Возможно для одной из воюющих сторон это был вопрос жизни или смерти.

Мы знаем, что некоторое время спустя после этой битвы, Малую Азию постиг длительный период неурожая, который заставил просить малоазийцев продовольственной помощи у египтян, в ответ на что египтяне просили у хеттов железо. Вполне вероятно, что эта "гуманитарка" была в действительности доставлена, поскольку правители с обеих сторон обменялись сестрами в качестве новых жен, заключив тем самым политический союз, что обеспечило и тем и другим период недлительного мирного сосуществования.

Хетты, как и их малоазийские союзники, принадлежали к индоевропейской ветви народов. На то, что хетты говорили на индоевропейском языке, указывают обширные лингвистические данные: сохранилось множество документов на хеттском языке, большая часть которых была расшифрована. Но и тут, как и во всем, что связано с древней историей, мнения расходятся. Дело в том, что хеттский язык представляет собой загадку. Предполагают, что в хеттском царстве жили одновременно два народа, один из которых был завоеван другим, и один из двух языков считался государственным, а другой нет. К сожаленью, ученые так и не определились до сих пор, кто кого завоевал (если кто-то кого-то вообще завоевывал), и на чьем языке кто у хеттов говорил. Один язык расшифровать удалось, а второй еще до сих пор находится в списке нерасшифрованных языков.

Дардания Самофракийская

Есть одна очень важная причина, по которой я включил столько цитат в главу про Самофракию. Дело не в том, что самофракийские мистерии представляют интерес, как до сих пор неизученные, хотя и это очень важная причина. Мы знаем наверняка о самофракийских мистериях то, что их ввели в обиход пеласги. Нам известно, что ни один человек, посвященный в эти мистерии, никогда не раскрывал их тайну. Судя по некоторым высказываниям Геродота, он тоже был посвящен в эти мистерии, однако так и не решился раскрыть их сущность, несмотря на искушение публициста.

Интересна вероятная связь между следующими фактами. Самофракийские мистерии предоставляли защиту в море, а инициируемым возможно выдавали кольца из магнитного железняка. Служили ли эти кольца всего лишь символом духовной связи с божествами, либо в качестве компаса, - увы, сказать трудно. Следующая цитата из "Аргонавтики" Аполлона Родосского (третий век до нашей эры) обретает дополнительный смысл, если предположить, что во время инициации в Самофракийские мистерии, посвященных обучали искусству навигации по компасу. "Вечером по предложению Орфея они пристали к Самофракии, острову Электры, дочери Атласа. Он посоветовал им с помощью священной инициации, научится чему-то из тайных ритуалов, что помогло бы им с большой уверенностью продолжить свой путь через необъятное море". Сам Аполлон Родосский знал о чем идет речь, вероятно потому, что он был инициирован в Самофракийские мистерии, так как дальше Аполлон добавляет, что ему запрещено раскрывать тайну этих мистерий. Геродот пишет (Геродот. История. 4. 36): "Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелкой в руке и при этом ничем не питался...". И хотя официально считается, что использование магнитного компаса в Европе для навигации началось приблизительно в 12 веке нашей эры, тем не менее судя по косвенным указаниям античных историков средиземноморья, магнитный компас использовался для ориентации в пространстве различными народами Средиземноморья и Европы еще во втором тысячелетии до нашей эры. То, что для этого прибора не было определенного общепринятого названия в те годы, и авторы вынуждены были описывать этот прибор по разному, говорит о том, что действительно секрет навигации по компасу хранился в строгой тайне и передавался во время инициации только избранным. Широкому распространению использования компаса наверное мешало и то, что намагниченный материал был большой редкостью в то время. Конкурентные же выгоды, которые давало использование компаса в те годы торговцам и военным, переоценить трудно. Следует добавить, что древние индийцы знали о намагниченном железе, а Ayas-kanta означает на санскрите магнит.

Дело также и не в том, что этот остров был в свое время пристанищем (либо местом рождения) мифичного героя Дардана. Правда это или нет, но древние римляне считали, что история Рима тесно связана с историей троянского королевского дома, а линия троянских правителей, согласно преданиям, ведет свое начало от Дардана. Поэтому параллели проводимые историками между Кабирами Самофракии, образами великих богов, почитаемых в Древней Трое, и римскими пенатами, которые Эней спас из пылающей Трои и привез в Италию, возможно, имеют под собой историческую основу. И тот факт, что среди инициируемых было много римлян, говорит в пользу того, что две тысячи лет назад жители Италии относились с большим доверием к легендам об Энее, чем в наше время.

Самая важная причина столь обширного цитирования работы Сьюзан Гойтель из ее книги "Теои Мегалои: культ Великих Богов на Самофракии" заключается в том, что в этой книге неоднократно подчеркивается один необъяснимый факт. Списки гостей острова и списки инициируемых, указывают на то, что Самофракию посещали жители Фракии, Македонии, западного побережья Малой Азии, но почти никогда жители центральной Греции.

Одна из гипотез, которая может объяснить эту закономерность, заключается в том, что до наших дней дошли в основном списки относительно позднего времени. Вполне возможно, что существовали и списки, в которых материковая Греция была представлена более полным образом, но беда в том, что эти списки были уничтожены либо временем, либо людьми.

Я хочу предложить другое объяснение этой закономерности, - объяснение, которое приобретет дополнительный смысл после прочтения последующих глав этой книги. Дело в том, что в ту эпоху жители центральной Греции отличались от жителей Фракии, Македонии и Малой Азии, и соответственно имели различные культурные и религиозные традиции. В то же время, исторически, этнически и в культурном плане жители Малой Азии и Балкан были связаны друг с другом. Это и привело к такой сегрегации посетителей Самофракии. Историки же позднего времени называли греками всех подряд - и собственно греков, и те народы, которые были либо покорены греками, либо находились в их сфере влияния (Фракия, Малая Азия).

Дардания Балканского полуострова

Обширные цитаты, приведенные о дардах Балканского полуострова отражают тот факт, что их история освещена более полно (несмотря на утрату одной из книг Страбона, в которой он более подробно остановился на описании Дардании Балкан), чем история дарданцев Малой Азии. Но точно так же и противоречивых данных о Дардании Балканского полуострова пропорционально больше, чем о малоазийской Дардании.

Предание, пересказанное Аппианом Александрийским, повествует о генеалогии правителей иллирийских народов давних времен. Само название "иллирийцы" было неоправданным образом распространено на группу племен или народов, которые в большинстве своем отличались друг от друга. Так, например легенда, пересказанная Аппианом, перечисляет среди иллирийцев галатов и кельтов (этнонимы "галаты" и "кельты" означают один и тот же народ, но поскольку звуки К и Г похожи, то в интерпретации разных народов этот этноним получил альтернативный вариант произношения). Нам известно, что балканский полуостров подвергся нашествию кельтов в сравнительно позднее время, по крайней мере после того, как там уже поселились дарданцы, которые пытались создать коалицию с македонцами для отражения нападения кельтов. Именно это и заставляет предположить, что данное предание о происхождении иллирийцев, хотя отражало какие то реальные факты, но имело некоторые конъюнктурные поправки сделанные в сравнительно позднее время.

Это предание, казалось бы, предполагает, что происхождение дард Балкан не имело ничего общего с историей дарданцев малоазийских. В то же время, информация о том, что предки иллирийских народов мигрировали на Балканы из Сицилии, косвенно совпадает с данными о дарданских переселенцах во главе с Энеем из опустошенной греками Троады в Италию. Страбон (13.1.53) тоже пересказывает одну из версий миграции дарданцев: "Эней же вместе с отцом Анхизом и сыном Асканием собрал большое число спутников и отплыл морем. Одни писатели утверждают, что он поселился поблизости от македонского Олимпа...".

Что касается датировки переселения предков иллирийцев из Сицилии на Балканы, то Аппиан не дает нам ни какой информации. Только благодаря Титу Ливию у нас есть некоторые хронологические данные о балканских дардах. Эти данные привязаны к хорошо датируемым событиям в Римской империи. Но, увы, Ливий ничего не сообщает нам о том, когда же собственно впервые эти дарды появились на Балканском полуострове. Диодор Сикульский же утверждает, что дарданцы Балкан были колонистами времен правления Дардана, что датирует их переселение из Малой Азии на Балканский полуостров тринадцатым-четырнадцатым веками до нашей эры. Трудно себе представить, что малоазийцы, проживающие на перекрестии торговых путей, на богатой земле, которая давала им все, вдруг решила бы основать колонию на территории, далекой от торговых путей и цивилизации; хотя на самом деле Дардания Балканского полуострова в плане залежей полезных ископаемых не только не уступала Малой Азии, но и обладала золотыми, серебряными, а также свинцовыми и оловянными рудами, которые нужны были малоазийцам для выплавки бронзы.

Параллели, проведенные Фанулой Папазоглу между дардами и месийцами Балкан и дарданцами и мисийцами Малой Азии, заставляют предположить, что имели место миграционные процессы между этими двумя территориями. Вопрос заключается в том, кто же все-таки куда переселился: балканцы в Троаду или наоборот. И письменные источники, и археологические данные предоставляют нам улики как за, так и против первой и второй гипотезы. Основываясь на всей совокупности данных, интуиция подсказывает мне, что миграция дардан и мисийцев проходила в направлении из Троады на Балканский полуостров во Фракию, и вероятнее всего была вызвана крушением троянского союза во время Троянской войны.

Древняя история Балкан является предметом мало популяризированным и очень запутанным из-за обилия племен, народов и военных конфликтов в этой части европейского континента. Это и вызывает такие ляпсусы, как например информация в Историческом Словаре Албании о том, что древнее название Косово (Дардания) происходит от слова "груша" на албанском языке. Впервые название племени албанцев на Балканском полуострове упоминается в Географии Птолемея на том участке территории, где раньше был греческий Эпир, основанный дорийскими колонистами еще в эпоху Троянской войны; территория же Эпира находилась в стороне от Иллирии. Сами албанцы называют себя скиптарами, что означает понимающие (считают связанным с латинским exipere). Гипотеза, утверждающая, что албанцы это единственный сохранившийся до наших дней народ, культурно и генетически связанный с иллирийскими племенами (которые сами по себе отличались друг от друга), является, как утверждают, изобретением немецкого историка восемнадцатого века Johannes Thunman.

Так называемые иллирийские племена, были порабощены в первые столетия нашей эры Римской империей, которая всегда ощущала ненасытный голод на золото, серебро и рабов. Под натиском готов, авар, и остготов, Римская империя рухнула и уже в пятом веке нашей эры не контролировала ситуацию в так называемой Иллирии. Бывшие колонии Римской империи, которые уже и так были истощены господством римлян на Балканах, начали подвергаться новым разорительным нападениям. Согласно одной из гипотез, приблизительно в шестом веке нашей эры Византия пригласила славянские племена заселить ее западные границы для того, чтобы защитить себя от готских набегов. Поэтому приход сербов и хорватов возможно был освободительным для тех немногих измотанных иллирийских племен и народов, которые все еще существовали на Балканах.

Впервые албанцы воспользовались возможностью экспансии на север Балкан и в частности в сербское Косово в конце семнадцатого века нашей эры. Предыстория этой экспансии такова. В 1389 году после сражения на Косовом Поле (Поле черного Дрозда) между сербами и османами, сербское государство распалось на части. Большинство сербов были изгнаны из Косово, а оставшиеся подверглись религиозным и политическим репрессиям. Во время турко-австрийской войны 1683-1699 годов сербы Косово стали на сторону австрийцев. Однако австрийская армия вынуждена была покинуть Сербию, и соответственно часть восставших сербов вынуждена была покинуть свою страну из страха повторных, еще более жестких репрессий. Именно в этот период албанцы колонизировали Косово, как союзники Османской империи.

Три столетия спустя повторной экспансии албанцев на балканском полуострове содействовал приход фашистов к власти в Югославии во время Второй Мировой Войны. Сербия была единственной западнославянской страной, оказавшей активное вооруженное сопротивление Гитлеру до нападения фашистской Германии на Советский Союз. Строптивость сербов стоила Гитлеру, по его же словам, победы над Советским Союзом, поскольку она вынудила фюрера отложить нападение на СССР, что по одной из версий и не позволило немецким войскам захватить Москву до наступления морозов. Эта же строптивость стоила жизни многим сербам, поскольку после захвата Югославии фашисты расстреливали по сто мирных граждан Югославии за каждого убитого югославскими партизанами фашиста. В уничтожении Косовских сербов активное участие принимали албанские фашисты, которые расчищали Косово для албанских поселений.

После окончания Второй Мировой войны Иосип Броз Тито специальным декретом запретил сербам, изгнанным во время второй мировой войны албанцами из Косово, возвращаться в Косово. В результате систематического террора со стороны албанцев, который скрывался от огласки во время правления диктатора Тито, количественный состав оставшихся в Косово сербов уменьшился с 40% до 10%. И, наконец, на рубеже тысячелетий, история дала албанцам очередной шанс расширить границы албанского государства. Армия Освобождения Косово спровоцировала Югославию на ввод югославских войск в Косово для защиты сербского меньшинства, которое подверглось особенно массированному и жестокому террору в 1998 году. Это послужило поводом для интервенции НАТО в Югославию в 1999 году.

Интересные параллели предлагает история в отношении богатства античной Дардании залежами драгоценных металлов и современной ситуации в Косово, которое в прошлом было частью Дардании. Добыча полезных ископаемых на территории бывшей Драдании была самой развитой отраслью промышленности в течении нескольких тысячелетий. Как уже упоминалось выше, Дардания славилась тем, что в ней добывалось невероятное количество золота и серебра еще до захвата Дардании римской империей. Захватив Иллирию, римляне продолжали развивать горное дело в богатых залежами различных металлов регионах Иллирии. Судьба дарданских рудников в период распада римской империи нам неизвестна, но известно, что в 13 веке нашей эры сербы интенсивно развивали горное дело, которое стало основной отраслью ремесленного производства в этот период. В 16-17 веках нашей эры в период господства Османской империи, горное дело на Балканском полуострове пришло в полный упадок и запустение; только после освобождения от турецкого ига, горная промышленность была восстановлена. В настоящее время, согласно оценкам специалистов, кроме богатых залежей золота, серебра, цинка, олова, и кадмия, Косово обладает так же и огромными запасами угля. По скромным оценкам, запасов полезных ископаемых в Косово хватит еще на 13 столетий при интенсивных темпах добычи, а мощность комбинатов, перерабатывающих цинковую и оловянную руду в Косово, стоит на третьем месте в мире.

Самым показательным в плане обладания минеральными ресурсами, может служить пример рудодобывающих шахт в Трепке на территории Косово. Первое письменное упоминание о богатых серебром и оловом рудниках в Трепке приходится на 1303 год нашей эры. На сегодняшний день залежи олова и цинка в Трепке считаются самыми большими в Европе. В целом, запасы руд, открытые в настоящее время в Трепке, превышают 62 миллиона тон, чего при современном уровне добыч хватит на 50 лет. До начала второй мировой войны англичане модернизировали трепковские шахты, а после захвата Сербии Гитлером, немцы отправляли всю трепковскую руду в Германию для производства оружия, и параллельно наладили в Трепке производство батарей для своих подводных лодок. После освобождения от фашистов, Югославия инвестировала огромные средства в развитие рудодобывающей промышленности в Косово, и в частности в трепковские шахты. В 90-е годы в этих шахтах было установлено современное оборудование из Швеции. По оценке специалистов, в настоящем Трепка может добывать ежегодно по 180 тысяч тон олова и 40 тысяч тон цинка, а к 2001 году ее продажи достигнут 500 миллионов долларов США в год.

В Нью Йорк Таймз за 8 июля 1998 года, в примерно за пол года до начала войны в Косово, была опубликована пророческая статья, в которой борьба за право обладания рудниками была указана как основная причина конфликта между Югославией и косовскими албанцами. Вот небольшая цитата из этой статьи, в которой приводят слова Новака Велича, управляющего одной из трепковских шахт: "В нашей руде более чем 30% олова и цинка. Единственная причина войны в Косово - это рудники. Косово - это сербский Кувейт. Мы экспортируем в Швейцарию, Францию, Грецию, Швецию, Чехию, Россию и Бельгию. … Мы экспортируем так же и в одну Нью Йоркскую фирму, которую я предпочитаю не называть. К тому же резервы угля в Косово составляют 17 миллиардов тон. Естественно албанцы хотят это все оставить себе. … Мы никогда не отдадим Трепку. Сербы будут сражаться, чтобы защитить рудники. Они наши. Мы знаем как нужно воевать, если война это то, чего хотят албанцы."

Дарды восточной Азии

Что касается данных о дардах Индии, то они не столько противоречивы, сколько фантастичны. Легенда о муравьях-золотокопах была пересказана многими авторами античности. Одна из гипотез по этому поводу утверждает, что на самом деле это были не муравьи, а сурки, которые вырывали норы в земле на золотоносных участках, и таким образом выбрасывали наружу породу, содержащую золотой песок. А рассказы об агрессивности этих "муравьев" были в действительности выдуманы местными золотоискателями для того, чтобы отпугнуть конкурентов.

В этом плане интересен устрашающий вариант, рассказанный арабским путешественником Бузург ибн Шахрияром (Чудеса Индии, Москва 1959, стр. 87): "Путешественник, побывавший в Индии, рассказывал мне, что самые прекрасные драгоценности и редкие алмазы добываются в стране Кашмир. Есть там долина, расположенная между двумя горами; в ней постоянно горит огонь - днем и ночью, зимой и летом. Только беднейшие из индусов ходят туда за алмазами; никто, кроме них, не отваживается проникать в эти опасные места. Собирается отряд храбрецов и направляется к долине; там они закалывают тощих овец, режут их на части, кладут на чашку метательной машины и сбрасывают в долину, кусок за куском. Приблизиться к этому месту совершенно невозможно по нескольким причинам: во-первых, этому препятствует жар пламени, во-вторых, около огня в огромном количестве кишат змеи и всякие другие гады, которые не замедлили бы погубить смельчака. На разбросанные по долине куски мяса слетается множество орлов; если кусок падает далеко от огня, орел хватает его и поднимает вверх. Люди при виде этого следуют за птицей, куда бы она ни полетела. Иногда алмазы падают с мяса на лету, а иногда орел куда-нибудь спускается, тогда охотники находят алмазы в том месте, где орел съел добычу. Если мясо падает в огонь, оно сгорает; если орел, опускаясь за этим куском мяса, подлетает слишком близко к огню, он также сгорает дотла. А иногда случается, что птица успевает схватить кусок, прежде чем он упадет на землю. Вот каким образом добываются эти алмазы; а люди, собирающие их, большей частью погибают либо от змей, либо от огня. Местные цари - большие любители алмазов; они всячески стремятся их приобретать и стараются набрать побольше искателей алмазов. За такими искателями установлен строгий надзор, а причина тому - великолепие и высокая цена этих камней".

Существует незначительные расхождения в произношении названия этого народа, которое можно объяснить тем, что некоторые данные дошли до историков не из первых рук, успев претерпеть некоторые фонетические мутации. Но тот факт, что это название дошло до нас из древнегреческих и древнеиндийских источников, заставляет относиться с доверием к предположению, что сам народ очень древний. На территории проживания дард в течение последних столетий происходила интенсивная смена религии и этнического состава, что привело к исчезновению в большинстве случаев культуры дард. И то, что сами дарды сегодня в большинстве случаев не называют себя дардами, говорит о необратимости процесса. Достаточно упомянуть, что само название "Дардистан" не современное, пакистанское, но было предложено Г. В. Лейтнером в конце прошлого века, после того как он посетил районы проживания дард.

На основании данных в нашем распоряжении невозможно утверждать с уверенностью, существует ли какая-нибудь связь между дардами Индии и дардами Средиземноморья. В случае с дардами Балкан и Малой Азии у нас было множество повторяющихся топонимов, которые указывают на возможное родство этих дард, а также и летописные свидетельства о миграции. Сравнивая Индию и Средиземноморье, можно констатировать повторяющиеся топонимы и этнонимы, однако у нас нет ни одного письменного свидетельства утверждающего, что носители этих этнонимов мигрировали между Индией и Средиземноморьем.

В Махабхарате (древнеиндийский эпос, повествующий о событиях на севере Индии предположительно не ранее чем в первом тысячелетии до нашей эры) помимо народа дарада упоминаются этнонимы, сходные с названиями народов, населявших средиземноморье в конце второго тысячелетия до нашей эры: в Индии это бхарата, куру, яваны, ванаи, варвары, бреги, меру, шаки, ладаки, матсьи, шурасена что очень похоже на бритов, куретов, ионийцев, венетов, берберов, фригийцев (брегийцев-обриков), мерое, киммеров-гомеров, саков, лидийцев, мисийцев, турсенов.

Дарды Индии, как и пеласги Средиземноморья, принадлежали к индоевропейской группе народов, которых, как и пеласгов, в индийских летописях называли варварами, или млеччхами, что в переводе буквально означает говорящие с акцентом, и что могло обозначать иностранцев. Современные лингвисты считают, что дардский язык принадлежит к группе индоевропейских языков, который мало отличается от санскрита, но который сохранил очень много архаических форм. Предполагают, что индоарийский и дардский языки являются двумя ветвями, прямо и одновременно отошедшими от одного протоиндоарийского языка. Насколько сильны были различия между этими двумя языками в эпоху, описываемую в Махабхарате, сегодня неизвестно. Возможно эти различия были существенны, но возможно также что различия были малы (уровень диалектов - "говорящие с акцентом"). Возможно в древней Индии деление на варваров и неварваров, богов ведического периода (Индра, Варуна, Агни) и богов времен Махабхараты (Вишну, Шива, Брахма) возникло в результате двух последовательных индоевропейских миграционных волн, а возможно было результатом политического конфликта в одной этнический среде.

Несколько общих замечаний о том, что дарды Индии, равно как и дарды Балкан, были самым консервативным и независимым этническим элементом, дает нам дополнительный повод провести параллели. Вполне возможно, что как раз этот пресловутый консерватизм и был, как это ни парадоксально, причиной их исчезновения. Однако, скорее всего исчезновение дард - это результат этнической чистки, которая началась в восьмом веке нашей эры и достигла необратимого успеха в 12 веке нашей эры. Уничтожалось все, что было связано с историей, культурой и религией местного населения; десятки тысяч индийских храмов были уничтожены и на их месте возводились мечети; поощрялись религиозные репрессии и дискриминационное отношению к тем остаткам народов, которые проживали на завоеванной территории. Как писал французский писатель Франсуа Гаутьер (Rewriting Indian History by Francois Gautier) "Нужно сказать сразу: резня учиненная мусульманами в Индии не имеет параллелей в истории человечества; по своим масштабам она превосходит холокост евреев нацистами; больше, чем бойня армян турками; более масштабная, чем даже уничтожение коренного населения Южной Америки испанскими и португальскими захватчиками".

Насколько агрессивным и кровавым процесс колонизации был раньше можно судить по индо-пакистанскому конфликту 1971 года, в котором миллионы хинду были уничтожены и 10 миллионов изгнаны из Бенгалии в Индию. Насколько серьезны и долгосрочны намерения Пакистана можно судить по тому, что сегодня Пакистан, уже ядерная держава, претендует на господство в Кашмире и провоцирует Индию на новый конфликт, который может закончиться ядерным холокостом для всего человечества.

Возвращаясь к историческим сравнениям, можно отметить, что музыка была в почете у сравниваемых дард. Как и в Средиземноморье, у древних индийцев наряду с топонимом с основой дард, в ходу были и личные имена на этой основе (правитель Дарада), а также и главный город Дарады назывался Даратпура (первоначально столицей малоазиатской Дардании был город Дардан, и только некоторое время спустя столица была перенесена в новый город - Скопы). Как и пеласги Греции, дарды Индии были искусными землепашцами, знаменитыми добытчиками металлов и селились в районах, необычайно богатых залежами золота. Скорее всего, это был не кочевой, а оседлый народ, занявший прочное положение в сельскохозяйственной нише, но постепенно, с ходом тысячелетий, все больше и больше перенимавший скотоводство от соседних кочевых народов, в свою очередь, обучая своих соседей искусству земледелья. Естественно все эти параллели не являются уникальными, и поэтому делать однозначные выводы на их основании, просто опасно.

Дарды Африки

Данные о дарадах Африки также весьма немногочисленны. Однако важно отметить следующее. Река с названием то ли Дар'а, то ли Дарадус, толи Дарас или Дарт, берет свое начало на склонах Высокого Атласа. (Правильнее будет заметить, что на самом деле есть две реки: одна, текущая на юго-запад с гор Атласа, которая сегодня называется Драа, но которая в прошлом называлась Дарда; вторая, текущая с гор Атласа на север к Гибралтарскому проливу, даже в наше время называется Дарда). Нам также известно, что Атлас был дедом по материнской линии у Дардана, сына Зевса, которого согласно легендам считают основателем троянской династии. Случайно ли это совпадение, кроется ли за ним не дожившая до наших дней легенда? Увы, история молчит по этому поводу.

Учитывая, что в информации, предоставленной выше, неоднократно упоминались пеласги, теперь самое время перейти к рассмотрению следующих вопросов: кто такие пеласги, где и когда они жили. Главными источниками, рассказывающими о пеласгах, являются работы Геродота, Страбона и Павсания. Помимо этого, можно еще собрать крохи данных тут и там, но в целом скудность материалов относительно пеласгов поражает, учитывая то, что согласно преданиям пеласги проживали на всей территории Греции в древние времена.

Важную информацию предоставляет также и Библия, поскольку есть все основания предполагать, что филистимляне упоминаемые в Библии как раз и были теми самыми пеласгами, о которых писали историки античности. Для того, чтобы все эти высказывания не показались голословными, в нескольких последующих главах предоставляется информация как из уст античных историков, так и из уст историков нашего времени.

Глава 4.5 Глава 5.1