Геродот.
(1. 56.) …Из расспросов же царь (Крез) узнал, что самые выдающиеся из Эллинов - это лакедемоняне и афиняне.
Первые - среди дорийского племени, а вторые - среди ионийского. Это были два наиболее значительных тогда эллинских
племен. Так, ионяне первоначально были пеласгийского происхождения, а дорийцы - эллинского. Ионийское племя
никогда не покидало своей земли, дорийское же - очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно
обитало в земле Фтиотида, а затем при Доре, сыне Эллина, - у подошвы Оссы и Олимпа, в области под названием
Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмийцами дорийцы поселились у Пидна и назывались теперь македнами.
Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопонес, где и приняло имя дорийцев.
(1. 57) На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что
живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами,
и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем - по тем пеласгам, что основали Плакию и
Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были
пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то
пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и все пеласгическое племя так говорило, тогда и
аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью
эллинов. Ведь еще и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей. Это
доказывает, что они еще и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после
переселения в эти края.
(1. 58) Что до эллинского племени, то оно, по-моему, с самого начала всегда говорило на одном и том же языке.
До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно
возросли и включили в себя множество племен, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много
других чужеземных племен. Итак, по крайней мере до соединения с эллинами, как я думаю, племя пеласгов, пока оно
было варварским, так никогда и не стало значительной народностью.
(2. 50) Вообще, почти все имена эллинских богов происходят из Египта. А то, что эти имена варварского
происхождения, как я полагаю, скорее всего - египетского, это я точно установил, из расспросов. Ведь, кроме
Посейдона, Диоскуров (о чем я заметил выше), Геры, Гестины, Фемиды, Харит, Нереид, имена всех прочих эллинских
богов издревле были известны египтянам. Я повторю лишь утверждение самих египтян. А прочие боги, имена которых
по словам египтян, и мне известны, получили свои имена, как я думаю, от пеласгов, кроме Посейдона, который
происходит из Ливии. Ведь первоначально ни один народ не знал имени Посейдона, кроме ливийцев, которые издревле
почитали этого бога. Однако у египтян нет обычая почитать героев.
(1. 52) В прежние времена, как я узнал в Додоне, пеласги совершали жертвоприношения богам, вознося молитвы, но
не призывали по именам отдельных богов. Имя же "боги" (θεoι) пеласги дали им потому, что боги
установили (θεντες) мировой порядок и распределили все блага по своей воле. Только
спустя долгое время они узнали из Египта имена всех прочих богов (кроме имени Диониса, с которым познакомились
гораздо позднее). Потом они вопросили об этих именах оракул в Додоне (ведь это прорицалище считается древнейшим
в Элладе и в то же время было единственным). Так вот, когда пеласги вопросили оракул в Додоне, следует ли им
принять имена богов от варваров, оракул дал утвердительный ответ. С этого-то времени пеласги стали при
жертвоприношениях употреблять эти имена богов. А от пеласгов впоследствии их переняли эллины.
(1. 145) …Потомки аргонавтов были изгнаны пеласгами, которые похитили афинских женщин из Баврона, с Лемноса.
Они прибыли оттуда морским путем в Лакедемон, расположились станом на горе Тайгет и зажгли огни. Увидев огни,
лакедемоняне послали вестника спросить: кто они и откуда. На вопрос вестника пришельцы отвечали, что они
минийцы, потомки героев-аргонавтов, которые высадились на Лемносе и стали их родоначальниками. Услышав этот
рассказ о происхождении минийцев, лакедемоняне вновь отправили вестника спросить, зачем те прибыли в их страну и
зажгли огни. Тогда пришельцы сказали, что их изгнали пеласги и они прибыли назад в землю своих отцов.
(2. 25, 26) …Затем царь (Дарий) поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артафрена и вместе с Гистием отбыл
в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в приморской области… Этот-то Отан, который должен был судить
на таком кресле, стал тогда преемником Мегабаза в звании главного военачальника. Он завоевал Византий и Калхедонию,
овладел Антандром в Троаде и Лампонием. Затем на лесбосских кораблях завоевал Лемнос и Имброс (оба этих острова
тогда еще населяли пеласги).
(3. 137) Лемнос же Мильтиад, сын Кимона, завоевал вот каким образом. Афиняне изгнали пеласгов из Аттики -
справедливо ли или несправедливо они поступили - этого я не знаю, и могу лишь передать, что рассказывают другие.
Именно, Гекатей, сын Гегесандра, в своей истории утверждает, что афиняне поступили несправедливо. Они ведь отдали
свою собственную землю у подошвы Гиммета для поселения пеласгам в награду за то, что те некогда возвели стену
вокруг акрополя. Когда же афиняне увидели, что эта, прежде плохая и ничего не стоящая земля теперь прекрасно
возделана, их охватила зависть и стремление вновь овладеть этой землей. Так-то афиняне без всякой иной причины
изгнали пеласгов. Напротив, афиняне утверждают, что изгнали они пеласгов с полным правом. Ведь пеласги, жившие
у подошвы Гиммета, оттуда причиняли оскорбления афинянам. Дочери афинян постоянно ходили за водой к источнику
Эннеакрунос (ведь в те времена у афинян и прочих эллинов еще не было рабов). Всякий раз, когда девушки приходили
за водой, пеласги с заносчивым пренебрежением оскорбляли их. Но этого им было еще мало. В конце концов пеласги даже
были пойманы на месте преступления, когда хотели напасть на Афины. А насколько афиняне высказали себя благороднее
пеласгов, видно из того, что афиняне могли бы перебить их, когда разоблачили их коварные замыслы, но не пожелали
этого, а приказали покинуть страну. Итак, изгнанные пеласги переселились в другие земли, и в том числе на Лемнос.
Таков рассказ Гекатея и таково же предание афинян.
(6. 138) Жившие тогда на Лемносе пеласги хотели отомстить афинянам. Пеласги хорошо знали, когда афиняне справляют
празднества, и, снарядив 50-весельные суда, устроили засаду афинским женщинам во время празднества Артемиды в
Бравроне. Похитив отсюда много женщин, они отплыли с ними на Лемнос и там сделали их своими наложницами. Когда у
этих женщин родилось много детей, они стали учить младенцев аттическому языку и обычаям. Дети их не желали даже
общаться с детьми пеласгийских женщин, и если мальчик-пеласг бил кого-нибудь из них, то все остальные сбегались на
помощь и отстаивали своих. Кроме того, они считали даже, что имеют право на власть над детьми пеласгов и
превосходили их силой. Узнав об этом, пеласги стали держать совет. На совете пеласги с тревогой спрашивали себя,
что же в таком случае станут делать эти мальчики, когда возмужают, если уже теперь они решились защищать друг
друга против детей законных жен и пытаются заставить их подчинятся. Поэтому пеласги решили умертвить сыновей
аттических женщин. Так они и сделали, а вместе с детьми умертвили и матерей. За это-то преступление и за другие,
совершенные прежде женщинами, убившими своих мужей, спутников Фоанта, все такие ужасные злодеяния в Элладе называют
лемносскими.
(6. 139) После убиения пеласгами своих детей и жен земля их вовсе перестала плодоносить. Их женщины не были так
плодовиты, как раньше. А так же и скот. Голод и бездетность заставили их, наконец, отправить послов в Дельфы и
просить об избавлении от этих бед. Пифия же повелела им дать удовлетворение афинянам, какое те вами им присудят.
Тогда пеласги прибыли в Афины и объявили, что желают дать удовлетворение за причиненные им обиды. Афиняне же
приготовили в пританее самое красивое ложе, какое у них было, и рядом поставили стол, полный наилучших яств. Затем
они потребовали от пеласгов отдать им свою землю в таком же прекрасном состоянии. На это пеласги ответили:
"Когда корабль при северном ветре совершит за один день путь из вашей страны в нашу, тогда мы отдадим вам свою
землю". Они знали, что это невозможно, так как Аттика лежит гораздо южнее Лемноса. Вот что случилось тогда.
(6. 140) А много лет спустя, когда афиняне владели уже Херсонесом на Геллеспонте, Мильтиад, сын Кимона, во время
этесийских ветров, когда они дуют беспрерывно, прибыл на корабле из Элеунта на Херсонесе на Лемнос и приказал
пеласгам покинуть остров. При этом он напомнил им изречение оракула, которое, как они думали, никогда не сбудется.
Гефестиейцы подчинились, а миринейцы не хотели допустить, чтобы Херсонес принадлежал Аттике. Афиняне осаждали их
город, пока они не сдались. Так-то афиняне во главе с Мильтиадом овладели Лемносом.
(7. 94) Ионяне снарядили 100 кораблей и были вооружены по-эллински. Пока ионяне жили в Пелопоннесе в теперешней
Ахее, т. е. до прихода Даная и Ксуфа в Пелопоннес, они назывались, по эллинскому преданию, пеласгами и эгиалеями.
Затем от Иона, сына Ксуфа, они получили имя ионян.
(7. 95) Жители островов выставили 17 кораблей; вооружены они были по-эллински. Они также принадлежали к
пеласгическому племени и впоследствии были названы ионянами по той же причине, как и переселенцы из Афин - жители
двенадцати ионийских городов. Эолийцы доставили 16 кораблей; вооружены они были так же, как эллины, и назывались
в древности, по эллинскому преданию, пеласгами.
(8. 44) …Что до афинян, то они в то время, когда пеласги владели так называемой ныне Элладой, были пеласгами и
назывались кранаями. А при царе Кекропе их называли кекропидами. Когда же затем царем стал Эрехтей, они получили
имя афинян и, наконец, по имени их предводителя Иона, сына Ксанфуса, - ионян.
Страбон.
Книга 5. Италия. Глава 2.
(3) …Ибо современная Керея прежде называлась Агиллой и, как говорят, была основана пеласгами, прибывшими из
Фессалии. Когда же те лидийцы, которые переменили свое имя на тирренцев, выступили походом на агиллейцев, один из
них подошел к городской стене и спросил имя города; тогда один из фессалийцев, находившийся на стене, вместо ответа
обратился к нему с приветствием: "Хэре". Тирренцы приняли это за хорошее предзнаменование и переименовали взятый
город таким образом.
(4) Что касается пеласгов, то почти все согласны, что какое-то древнее племя этого имени распространилось по всей
Греции, особенно между эолийцами в Фессалии. Эфор же (по его словам) полагает, что они, будучи первоначально
аркадийцами, избрали жизнь воинов и, обращая многих других к тому же образу жизни, всем передавали свое имя и
весьма прославились среди греков и всех прочих народов, с которыми только им не приходилось общаться. И
действительно, они были также поселенцами на Крите, как говорит Гомер. Во всяком случае, Одиссей говорит Пенелопе:
"Разные слышатся там языки: там находишь ахеян, С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов". (Од. 19. 175)
И Фессалия (между устьем Пенея и Фермопилами до горной страны на Пинде) называется пеласгическим Аргосом,
потому что некогда пеласги владели этой страной. Также и Додонского Зевса сам поэт называет пеласгическим:
"Зевс пеласгийский, владыка, Додонский." (Ил. 16. 233)
Многие называли эпирские племена пеласгическими, предполагая, что пеласги распространили свою власть даже до
этих пределов. И так как многих героев называли именем пеласгов, то люди позднейших времен дали по этим героям имя
многим народностям. Так, например, они назвали Лесбос Пеласгией и Гомер называет соседей киликийцев в Троаде
пеласгами:
"Гиппофой предводил племена копьеборных пеласгов Тех, что в Лариссе бугристой по тучным полям обитали." (Ил. 2. 840)
Но известие о том, что это племя произошло из Аркадии, Эфор почерпнул из Гесиода. Ведь Гесиод говорит:
"И сыновей породил Ликаон богоравный, Его же некогда зачал Пеласг…" (Неизвестное место)
Кроме этого, Эсхил в "Умоляющих" или в "Данаидах" выводит их происхождение из Аргоса, что около Микен.
По сообщению Эфора, Пелопоннес назывался Пеласгией. Еврипид в "Архелае" также говорит, что:
"Отец пятидесяти дочерей Данай, Прибывший в Аргос, основал Инаха град,
И всем, пеласгов имя прежде кто носил, Данаев прозвище велел в Элладе взять" (Фрг. 228. Наук)
Далее, Антиклид рассказывает, что пеласги первыми заселили области около Лемноса и Имброса, и, действительно,
часть их во главе с Тирреном, сыном Атиса, переправились в Италию. И сопоставители "Истории Атфиды" сообщают также
о пребывании пеласгов в Афинах; но так как это было кочевое племя, которое подобно птицам перелетало куда попало,
то жители Аттики назвали их "пеларгами". (Буквально "аистами").
(8) … До Грависка 300 стадий, и на середине пути находится место под названием Регис Вилла. Рассказывают, что
некогда это был дворец пеласга Малея, который как говорят, владел этой местностью, но вместе с жившими там
пеласгами отправился а Афины. К этому племени принадлежат также пеласги, которые теперь владеют Агиллой.
Глава 4.
(8) К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько
открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за
ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты.
Книга 7. Истр, Германия, Таврика, Скифия, Фрагменты. Глава 7.
(1) … Гекатей Милетский сообщает про Пелопоннес, что там до греков обитали варвары. Впрочем, в древности во
всей Греции жили варвары, как это можно заключить из самой традиции: Пелопс привел из Фракии народы в Пелопоннес,
названый его именем; Данай - из Египта, а дриопы, кавконы, пеласги, лелеги и другие подобные племена разделили
между собой области по эту и по ту сторону перешейка. …
(8) Оракул этот (Додонский), по словам Эфора, был учрежден пеласгами, и пеласги были древнейшим из всех племен,
которые властвовали в Греции. Гомер так говорит об этом:
"Зевс пеласгийский, додонский, далеко живущий владыка" (Ил. 16. 233)
а Гесиод:
"Прибыл в Додону и к дубу, жилищу пеласгов" (Фрг. 212. Ржах)
Книга 8. Пелопоннес. Глава 3.
(17) О кавконах существует много рассказов. Так, их считают, подобно пеласгам, аркадским племенем и, как и
пеласгов, кочевым племенем. Во всяком случае Гомер говорит, что они прибыли в Трою как союзники троянцев; но
поэт не сообщает, откуда; по-видимому, из пафлагонии, ибо в Пафлагонии есть племя, называемое кавконитами,
на границе с областью мариандинов, которые сами также пафлагонцы.
Глава 6.
(9) Основателем акрополя аргивян, по сказанию, был Данай, которого по-видимому, считали настолько выше его
предшественников, царей этой страны, что согласно Еврипиду:
"Чтобы пеласгами род доселе прозванный Данаев имя принял, законом повелел в Элладе он. (Фрг. 228. 7. Наук)
Книга 9. Аттика, Мегарида, Фокида, Локрида, Фессалия. Глава 1.
(18) Перечисление было бы гораздо длиннее, если бы кто-нибудь вздумал рассмотреть первых основателей поселения,
начиная с Кекропа, ибо не все писатели согласны в этом вопросе, как это ясно даже из имени страны. Утверждают,
например, что Актика получила имя от Актеона, Атфида же и Аттика - от Атфиды, дочери Краная, по которому жители
назывались также кранаями; Мопсопия - от Мопсопа, Иония - от Иона, сына Ксуфа, Посидония и Афины - от одноименных
богов. Как уже было сказано, племя пеласгов также, по-видимому, обитало здесь и вследствие блужданий получило
от жителей Аттики название "пеларгов".
Глава 2.
(3) Итак, в Беотии в прежние времена обитали варвары - аоны и теммики, которые перекочевали из Суния, а также
лелеги и гианты. Затем страну захватили финикийцы под предводительством Кадма, который укрепил кадмею и оставил
власть своим потомкам. Последние вдобавок к Кадмее основали город Фивы и удержали свою власть, господствуя над
большинством беотийцев вплоть до прихода Эпигонов. При Эпигонах они покинули Фивы на короткое время, но снова
вернулись обратно. Таким же образом, когда их изгнали фракийцы и пеласги, они на долгое время установили вместе
с арнеями свою власть над Фессалией, так что их всех называли беотийцамми. Затем они возвратились на родину в
то время, когда эолийский флот снаряжался около Авлиды в Беотии - флот, который сыновья Ореста отправляли в Азию.
После того, как они присоединили к Беотии Орхоменскую страну (ибо в прежние времена орхоменцы небыли заодно, и
Гомер не упоминает их в одном списке с беотийцами, но как особое племя называет миниянами), вместе с орхоменцами
они изгнали пеласгов в Афины (где после этого часть города была названа Пеласгикон, хотя они жили под Гимметом),
а фракийцев - к Парнасу; гианты же основали город Гиант в Фокиде.
(25) … люди, посвятившие Геликон Музам, были фракийцами, которые посвятили этим же богиням местность Пиериду и
город Либефрон и Пимплею. Этих фракийцев называли пиерами. Но теперь после их исчезновения этими местами владеют
македоняне. Было уже упомянуто, что некогда фракийцы, как пеласги и другие варвары, поселились в этой части Беотии,
вытеснив оттуда беотийцев.
Глава 5.
(3) Отличаясь такими природными свойствами, Фессалия была разделена на 4 части. Одна часть называлась Фтиотидой,
другая - Гестиеотидой, третья - Фессалиотидой и четвертая - Пеласгиотидой. Фтиотида занимает южные части,
простирающиеся вдоль Эты от Малийского или Пилейского залива вплоть до Долопии и Пинда, а в ширину до Фарсала и
фессалийской равнины. Гестиеотида обнимает западные части и части между Пиндом и Верхней Македонией.
Остальные части Фессалии занимают, во-первых, племена, живущие на равнинах ниже Гестиеотиды и называющиеся
пеласгиотами; они примыкают к Нижней Македонии; во-вторых, фессалийцы, следующие по порядку, в котором населяют
области до магнетского побережья.
(15) Далее поэт (Гомер) перечисляет племена, подвластные Евмелу, т. е. прилегающее побережье, которое отсюда
относится уже к Магнесии и к области Пеласгиотиды. Таким образом, Феры находятся в конце Пеласгической равнины в
сторону Магнесии; эти равнины простираются вплоть до Пелиона, на 160 стадий. Якорная стоянка Фер - Пагасы -
находится в 90 стадиях от них и 20 - от Иолка. Иолк с древних времен разрушен; отсюда Пелий отправил Иасона и
корабль Арго. Согласно мифу, это место было названо Пагасами от постройки здесь корабля Арго, хотя иные считают
более убедительным, что это имя дано месту от его источников, во множестве текущих здесь и обильных водой.
(20) … В силу того, что два этих племени живут вперемежку, Симонид называет перребами и лапифами всех пеласгиотов,
кто занимал восточные области вокруг Гиртона и устьев Пенея, горы Оссу и Пелион, области около Деметриады,
местности на равнине - Лариссу, Краннон, Скотуссу, Мопсион, Атракс - и области вокруг озер Нессонидф и Бебеиды.
Книга 12. Малая Азия, Каппадокия, Понт, Вифиния, Галатия, Мисия, Фригия. Глава 3.
(5) Что касается кавконов, о которых рассказывают, что они жили на побережье непосредственно за мариандинами
до реки Парфения (город у них был Тией), то одни считают их скифами, другие - каким-то македонским племенем,
третьи - пеласгами.
Глава 8.
(4) … Вторжения и переселения происходили главным образом в эпоху Троянской Войны и после этого времени,
когда варварами и греками овладела прямо какая-то страсть к захвату чужих земель. Впрочем, такие явления были и
до Троянской Войны. Ведь и тогда существовало племя пеласгов, так же как и кавконов и лелегов. Как я уже сказал
выше, в древности они часто блуждали по многим местам Европы. Эти племена Гомер изображает союзниками троянцев,
но не пришельцами с противоположного материка. Существование разделенных на 2 части ликийцев вызывает догадку о
том, что они одного племени, будь то Троянские ликийцы или же ликийцы, жившие возле Карии, которые колонизировали
землю двух других племен. …
Книга 13. Малая Азия, Лесбос, Пергам. Глава 3.
(2) Если искать у поэта точных указаний на границу, до которой простирались области киликийцев, пеласгов и
так называемых кетейцев, подвласных Еврипилу, которые жили между двумя этими племенами, то об этом можно
высказаться лишь предположительно. Что касается киликийцев, то я уже сообщил о них все, что мог, между прочим,
и то, почему их страна была ограничена областью реки Каика. Что же касается пеласгов, то есть основание, исходя
из слов Гомера и из истории вообще, поместить их поблизости от киликийцев. Ведь Гомер говорит так:
Гиппофоой предводил племена копьеборных пеласгов, Тех, что в Ларисе бугристой по тучным полям обитали;
Гиппофоой предводил их и Пилей, Ареева отрасль, Оба сыны пеласгийского Лефа Тевтамидова сына. (Ил. 2. 840)
В этих словах поэт ясно указывает на значительное число пеласгов (ведь он говорит не о племени, а о племенах)
и сообщает, что они обитали "в Ларисе". Правда, существует много Ларис, но все-таки следует думать, что поэт имел
ввиду одну из соседних; может быть, правильнее всего принять ту, что около Кимы. Ведь из трех Ларис одна, что
около Гамаксита, находится непосредственно в виду Иллиона и очень близко от него, приблизительно на расстоянии
200 стадий; так что нельзя утверждать достоверно, что Гиппофоой пал в битве за тело Патрокла "далеко от Ларисы
родной", именно от этой Ларисы, но скорее от Ларисы около Кимы, потому что расстояние между ними около 1000 стадий.
Третья Лариса - это селение в Эфесской области на равнине Каистра; прежде, говорят, это был город со святилищем
Аполлона Ларисейского, лежащий ближе к Тмолу, чем к Эфесу; от последнего он находится в 1800 стадиях, так что,
пожалуй, его следует считать подвластным меонийцам. Впоследствии эфесцы, достигнув могущества, отняли большую часть
территории меонийцев, которых мы теперь называем лидийцами, поэтому эта Лариса не может быть Ларисой пеласгов,
но скорее вторая - около Кимы. Действительно, у нас нет никакого твердого свидетельства о существовании в те
времена Ларисы на равнине Каистра и даже самого Эфеса. Напротив, о существовании Ларисы около Кимы свидетельствует
вся эолийская история, которая началась немного позднее Троянской Войны.
(3) По рассказам, эолийцы, двинувшись от Фрикия, локрийской горы, возвышающейся над Фермопилами, прибыли в
местность, где теперь находится Кима. Здесь они застали пеласгов, ослабленных Троянской Войной, но все еще
владевших Ларисой, которая находилась в 70 стадиях от Кимы; они возвели против пеласгов так называемую еще и
теперь "Новую стену" в 30 стадиях от Ларисы и, взяв Ларису, основали Киму и переселили туда оставшихся в живых
жителей Ларисы. От локрийской горы Киму, равно как и Ларису, называют Фриконидой. В настоящее время Лариса в
запустении. А то, что пеласги были великое племя, можно, говорят, заключить из общего хода истории. Так, Менекрат
из Элеи в своем сочинении "Об основании городов" утверждает, что все современное ионийское побережье начиная от
Микале, так же как и соседние острова, в прежние времена населяли пеласги. Лесбийцы, однако, утверждают, что они
были подвластны Пилею, которого поэт называет правителем пеласгов; от его имени еще и теперь гора в их стране
называется Пилеем. И хиосцы называют основателями своих поселений пеласгов из Фессалии. Пеласги были племенем,
постоянно кочевавшем и весьма подвижным; оно достигло большого могущества и затем сразу пропало, как раз во время
переселения эолийцев и ионийцев в Азию.
(4) Своеобразна судьба ларисейцев, именно каистрийских, фриконийских и третьих, т. е. тех, что в Фессалии. Дело в
том, что все они обитали в стране, образовавшейся от речных наносов: одни - в области реки Каистра, другие - Герма,
третьи - Пенея. - В Ларисе фриконийской, говорят, почитали Пиаса. Это был, как рассказывают, правитель пеласгов,
который влюбился в свою дочь Ларису и овладел ею насильно, но был наказан за ее оскорбление. Как-то дочь увидела
его нагнувшимся над бочкой с вином, она схватила отца за ноги и опрокинула в бочку. Таковы древние сказания.
Книга 14. Иония, Кария, Памфилия, Киликия. Глава 2.
(27) Из множества рассказов о карийцах общепринятым считается тот, согласно которому карийцы были подвластны
Миносу (они назывались тогда лелегами) и жили на островах; затем, переселившись на материк, завладели большей
частью побережья и внутренней области страны, отняв ее у прежних владельцев, главным образом у лелегов и пеласгов.
Однако часть владений у них отняли греки - ионийцы и дорийцы. Свидетельством их пристрастия к войне служат
рукоятки щитов, изображающие на щитах и султанах на шлемах, которые все называются "карийскими".
Павсаний
Книга 2. Коринфика.
(14. 4) Флиасийцы рассказывают, что Арант был современником Прометея, сына Иапета, и на три человеческих
поколения старше Пеласга, сына Аркада, и так называемых в Афинах автохтонов.
(22. 2) …напротив этого памятника женщинам находится храм Деметры, именуемой пеласгийской, по имени Пеласга,
сына Триопа, а недалеко от храма помещается и могила Пеласга.
Книга 8. Аркадия.
(1. 2) В сказаниях аркадян говорится, что Пеласг был первым человеком, который жил в этой земле. Но на основании
этого рассказа можно заключить, что вместе с Пеласгом жили и другие и что не один только Пеласг жил здесь, так как
в противном случае над кем же из людей властвовал бы тогда Пеласг? Ростом, силой и красотой Пеласг выдавался среди
всех и разбираться во всех вопросах он мог лучше всех других; за это, мне кажется, и был он выбран царем над ними.
Поэт Асий вот что сказал о нем:
Богоподобный Пеласг на горах высоколесистых Черной землею рожден, да живет здесь племя людское.
Именно Пеласг, став царем, придумал строить хижины, чтобы люди не мерзли и не мокли под дождем, а с другой стороны,
не страдали от жары; точно так же он изобрел и хитон из шкур овец: в таком одеянии еще и до сих пор ходит бедный
люд в Фокиде и на Эвбее. Кроме того, Пеласг отучил людей употреблять в пищу зеленых листьев деревьев, травы и
кореньев, не только не съедобных, но иногда даже и ядовитых; взамен этого в пищу он дал им плоды дубов, именно
те, которые мы называем желудями. Такой образ жизни и род питания некоторые сохранили в течение долгого времени
после Пеласга, так что и пифия отговаривая лакедемонян от вторжения в земли Аркадии, произносила следующие стихи:
Много в Аркадии мужей - им пищею желуди служат; Эти не пустят тебя; от меня ж тебе нет запрещенья.
Говорят, что в царствование Пеласга этой стране и имя было Пеласгия.
(2. 1) Ликаон, сын Пеласга, оказался еще более мудрым, чем его отец, в выполнении новых планов. На горе Ликее
он выстроил город Ликосуру, Зевсу дал эпитет Ликейского и учредил Ликейи. … Ликаон на алтарь Зевса Ликейского
принес человеческого младенца, зарезал его в качестве жертвы и окропил его кровью алтарь. Говорят, что сейчас
же после этой жертвы он из человека был обращен в волка.
(3. 1) Позднее, после Пеласга, при его внуках, и число городов и количество населения в стране возросли. Никтим
был старшим сыном Ликаона и поэтому получил верховную власть. Остальные же сыновья Ликаона основали себе в этой
стране города, где кто захотел. Так, Паллант основал Паллантий, Оресфей - Оресфасий, а Фигалию - Фигал.
(3. 2) Самый младший из сыновей Ликаона, Энотр, попросив у своего старшего брата Никтима денег и людей,
переправился на кораблях в Италию; ее область Энотрия получила свое название от царствовавшего в ней Энотра. Это
была первая экспедиция, посланная из Эллады для основания колонии. И если точно подсчитать, то даже и из варваров
никто раньше Энотра не переселялся в чужую землю.
(3. 3) На все это племя сыновей у Ликаона была всего одна дочь, Каллисто. Влюбленный в эту Каллисто - я передаю то,
что рассказывают эллины, - Зевс сочетался с нею. Когда Гера открыла этот обман, она обратила Каллисто в Медведицу,
а Артемида в угоду Гере застрелила ее из лука. Тогда Зевс посылает Гермеса, поручив ему спасти ребенка, которого
носила уже во чреве Каллисто, а самую Каллисто сделал так называемым созвездием Большой Медведицы;
(4. 1) После смерти Никтима власть над страною принял Аркад, сын Каллисто. Он ввел хлебопашество, научившись ему
у Триптолема; он научил свой народ также печению хлеба и тканью одежды и всему тому, что относится к обработке
шерсти, научившись этому у Адриста. После его царствования эта страна вместо Пеласгии стала называться Аркадией,
и люди вместо пеласгов получили наименование аркадян.
(22. 2) В древнем Стимфале, говорят, жил Темен, сын Пеласга, и в нем этим Теменом была воспитана Гера.
Аполлодор.
Книга 2. 1. (1)
После того как мы изложили историю рода Девкалиона, перейдем к изложению истории рода Инаха. У Океана и Тефии
родился сын Инах, по имени которого названа река Инах в Аргосе. От Инаха и Мелии, дочери Океана, родились сыновья
Фороней и Эгиалей. После того как Эгиалей умер бездетным, вся страна получила название Эгиалеи. У Форонея,
правившего всей землей, которая позже была названа Пелопоннесом, и нимфы Теледики родились Апис и Ниоба. Апис
превратил свое правление в тиранию и назвал по своему имени Пелопоннес Апией; будучи жестоким тираном, он пал от
заговора Телксиона и Телхина и детей не оставил: причисленный к богам, он получил имя Сараписа. От Зевса и Ниобы,
первой смертной женщины, с которой сошелся Зевс, родился сын Аргос, а так же, как сообщает Акусалий, и Пеласг, по
имени которого жители Пелопоннеса были названы пеласгами. Гесиод же сообщает, что Пеласг был автохтоном: но к
Пеласгу нам предстоит еще вернуться.
(4)
Персей же вместе с Данаей и Андромедой поспешил в Аргос, чтобы повидаться с Акрисием. Но тот, боясь полученного
им прежде предсказания, оставил Аргос и бежал в землю Пеласгиотиду.
Книга 3. 8. (1)
Теперь возвратимся к Пеласгу, о котором Акусилай говорит, что он был сыном Зевса и Ниобы, как мы уже сообщили
выше, Гесиод же его называет автохтоном. От него и дочери Океана Мелибеи (или как говорят другие, нимфы Киллены)
родился сын Ликаон, который будучи царем Аркадии, породил от различных женщин пятьдесят сыновей - Меланея, Теспрота,
Гелика, Никтима, Певкетия, Кавкона, Мекистея, Гоплея, Макарея, Македна, Гора, Полиха, Аконта, Эвемона, Анкиора,
Архебата, Картерона, Эгеона, Палланта, Эвмона, Канета, Протоя, Лина, Коретонта, Менала, Телебоя, Фисия, Фасса,
Фтия, Ликия, Галифера, Генетора, Буколиона, Соклея, Финея, Эвмета, Гарпалея, Портея, Платона, Гемона, Кинета,
Леонта, Гарпалика, Герея, Титаная, Мантинея, Клитора, Стимфала, Орхомена… Эти сыновья превосходили всех людей своей
нечестивостью и заносчивостью. Зевс, желая испытать степень их нечестивости, пришел к ним в облике бедного,
живущего трудом рук своих, человека. Те позвали его, чтобы оказать ему гостеприимство, закололи юношу из числа
местных жителей и, смешав внутренности убитого с мясом жертвенного животного, предложили это блюдо гостю (сделав
это по совету старшего брата, Менала). Но Зевс перевернул стол (и это произошло в том месте, которое ныне
называется Трапезунт) и поразил своим перуном Ликаона и всех его сыновей, кроме самого младшего Никтима: Гера
успела коснуться правой руки Зевса и укротила его гнев.
(2)
После того, как царская власть перешла к Никтиму, произошел тот самый потоп, который относится ко времени
Девкалиона. Некоторые говорят, что причиной этого потопа было нечестие сыновей Ликаона…
Эпитома 2. (9)
После этого Пелопс прибыл к Океану и был там очищен Гефестом от скверны убийства. Оттуда он вернулся в Пису,
которая находится в Элиде, и унаследовал царский престол Ойномая. Он покорил страну, которая ранее именовалась
Апией и Пеласгиотидой, назвав ее по-своему Пелопоннесом.
Эпитома 6. (15)
После долгих блужданий эллины стали высаживаться и селится в разных местах. Одни поселились в Ливии, другие -
в Италии, некоторые же в Сицилии и на островах, расположенных вблизи Иберии. Эллины поселились также на берегах
реки Сангария; были и такие, которые поселились на Кипре. Что же касается тех, которые потерпели кораблекрушение
у горы Каферия, то их раскидало по разным направлениям. Гуней попал в Ливию, Антиф, сын Фессала, прибыл к пеласгам,
и овладев этой страной, назвал ее Фессалией, а Филоктет прибыл к жителям Кампании в Италию. Фидипп вместе с
жителями Коса поселился на Андросе, Агапенор на Кипре, другие же в иных местах.
(15в)
После разрушения Иллиона вместе доплыли до Миманта Менестей, Фидипп, Антиф, спутники Элефенора, а также Филоктет.
Затем Менестей прибыл на остров Мелос и воцарился там после того, как умер царствовавший там Полианакт. Антиф же,
сын Фессала, прибыл к пеласгам, и, захватив эту страну, назвал ее Фессалией.
Фукидид.
Книга 1. 3.
… Действительно, до Троянской Войны Эллада, по-видимому, не совершала сообща ничего значительного. (2) Как я
полагаю, вся страна тогда еще и не носила этого имени, а до Эллина, сына Девкалиона, его и вовсе даже не
существовало, но отдельные народности (как пеласги, так и другие) давали ей свое имя. После же того, как Эллин с
сыновьями захватил власть в Фтиотиде, а другие города начали призывать их на помощь, отдельные племена одно за
другим уже в силу близкого общения друг с другом мало по малу стали называется эллинами, но во всеобщее
употребление это название вошло лишь недавно. (3) Наилучшее доказательство этому дает Гомер. Ведь Гомер, хотя он
жил гораздо позже Троянской Войны, нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не
называет, кроме воинов дружины Ахиллеса из Фтиотиды - они-то и были первыми эллинами. Остальных же Гомер в своих
поэмах именует данайцами, аргивянами или ахейцами; не употребляет он и слова "варвары", - очевидно оттого, что
эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним именем.
Книга 4. 109. (4)
… Населяют их смешанные варварские двуязычные племена. Небольшая часть их - халкидяне; в основном, однако,
это - пеласги, происшедшие от тирсенов, которые некогда жили на Лемносе и в Афинах, бисалты, крестонцы и эдоняне.
Живут они разбросано по маленьким городам.
Гомер. Илиада. Песнь 2
840-843 Гиппофоой предводил племена копьеборных пеласгов, Тех, что в Ларисе бугристой, по тучным полям обитали;
Гиппофоой предводил их и Пилей, Ареева отрасль, Оба сыны пеласгийского Лефа, Тевталова сына.
Вергилий. Энеида. Книга 8. 600
Есть близ Церейской реки прохладная роща густая, - Издавна чтима она как святыня; ее окружают
Склоны крутые холмов, темнохвойной елью поросших. Рощу и празднества в ней, как гласит преданье, Сильвану,
Богу пашен и стад, в старину посвятили пеласги, Первыми в давние дни владевшие краем Латинским.
Эсхил. Просительницы. (250-260)
П е л а с г
Палехтона я сын, землей рожденного, И сей земли владыка. Имя мне Пеласг; И племя, что поля сии возделало,
Пеласгами зовется по царю земли. Я всей землей на запад от священных струй Стримона правлю; И Перробов области
В своих держу пределах, и за Пиндом край, Пэонам смежный, и Додону горную; А за горою царства грань - волна морей.
Все земли те и дале - под моей рукой.
Софокл. Инах.
56 (270)Многоструйный Инах, прародителя вод Океана дитя! Твою славу блюдут
И аргосские нивы, и Геры услон, И тирренское племя, пеласги.
The Geography Claudius Ptolemy
Книга 3. Глава 12. Местонахождение Македонии.
В Пеласгии
Magnesium promontory |
Магнезийский мыс |
51 40 |
39 30 |
Sepias promontory |
Сипийский мыс |
51 45 |
39 15 |
Aeanteum |
Аянтиум |
51 40 |
39 15 |
Iolkus |
Иолкус |
51 30 |
39 15 |
В Пеласгийском заливе Фтиотиды
Pagasae |
Пагасы |
50 50 |
38 55 |
Demetrias |
Деметриас |
50 30 |
38 55 |
Posidium promontory |
Посидийский мыс |
51 30 |
38 50 |
Larissa |
Лариса |
51 20 |
38 45 |
Echinus |
Эхинус |
51 10 |
38 45 |
Sperchea |
Сперчея |
51 |
38 40 |
Thebae Phthiotidis |
Фивская Фтиотида |
51 |
38 35 |
Mouth of the Spercheus |
Устье Сперчеи |
51 30 |
39 15 |
Города в Пеласгии
Doliche |
Доличе |
47 30 |
39 40 |
Azorium |
Азориум |
47 45 |
39 30 |
Pythium |
Путиум |
47 50 |
39 30 |
Gonnus |
Гоннус |
48 5 |
39 35 |
Atrax |
Атракс |
48 30 |
39 25 |
Iletium |
Илетиум |
49 5 |
39 25 |
Scotussa |
Скотусса |
49 39 |
39 10 |
Larissa |
Дариса |
50 |
39 10 |
Pherae |
Фера |
50 30 |
39 10 |
Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology. Edited by William Smith, L L. D.
ПЕЛАСГА (PELASGA), или ПЕЛАСГИСА (PELASGIS) (Πελασγις).
Употребляется как второе имя Фессалийской Геры, и Деметры. Деметра под этим именем имела храм в Аргосе и, согласно
существовавшему поверью, получила это имя от Пеласга, сына Триопа, который основал святилище, посвященное ей.
ПЕЛАСГ (PELASGUS) (Πελασγθς).
Мифический предок пеласгов, самых ранних жителей Греции, которые основали культ Додонского Зевса, Гефеста, Кабиров,
и других божеств, принадлежавшим ранним жителям страны. В различных частях страны, когда-то населяемой пеласгами,
существовали различные легенды относительно происхождения и связей с Пеласгом.
- Согласно легендам Аркадии, он был либо Автохтонным жителем, либо сыном Зевса от Ниобы; и Океанида Мелибоея,
либо нимфа Силена, или Деянейра, стала от него матерью Лукаона. Согласно другому преданию, Пеласг был сыном
Арестора, и внук Язуса, и иммигрировал в Аркадию, где основал город Парасья (Παρρασια).
- В Аргосе, Пеласг согласно поверью, был сыном Триопа и Сойса, и братом Яза, Агенора, и Ксанта, либо сыном
Хворонея, основал город Аргос в Пелопоннесе, научил людей земледелию, и получил Деметру по ее странствиям, в Аргосе,
где его могила существовала и в поздние времена.
- В Фессалии, Пеласг, рассказывали, был отцом Хлора и внуком Гайнома, или отец Аймонии и дед Фесала, или же,
сын Посейдона и Ларисы, и основателем фессалийского Аргоса.
A Dictionary of Greek and Roman Geography
ПЕЛАСГИ (PELASGI) (Πελασγoι)
Древний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря. Их следы
также находят в Малой Азии (Турция) и Италии.
1. Пеласги в Греции.
Самые ранние упоминания о пеласгах находим у Гомера (Ил. 2. 681), который перечисляет некоторые фессалийские
племена, предоставившие солдат под командование Ахиллеса, и среди них "те, кто проживает в пеласгийском Аргосе".
Гомер также рассказывает об Эпире, как о месте их проживания; ибо Ахиллес обращается к Зевсу как к додонскому,
пеласгийскому (Δoδωναιε, Πελαγικε),
(Ил. 16. 233). Это также согласуется с описанием Гесиодом Додоны, как "места пребывания пеласгов". Так что в
Supplice Эсхила, король объявляет себя правителем страны, по которой Алгус и Струмон протекает, а также всей
Пергаебы возле Пеониян, и территорией Додонских гор вплоть до самого моря. Геродот рассказывает, что он обнаружил
следы пеласгов в Додоне, где по его словам, они поклоняются богам, не давая им никаких имен (2. 52). Сравните его
изложение мифа о двух жрицах из Додоны (92. 56) с рассказом Гомера о Селии (Ил. 16. 234).
Страбон (5. 221, С) рассказывает: "Почти все согласны относительно пеласгов, что они были древним племенем,
распространенным по всей Элладе, и особенно возле аэолийцев в Фессалии.… И эта часть Фессалии называется
пеласгийским Аргосом, простирающимся от побережья между устьем Пении и Фермопилы вплоть до Пиндусских гряд, где
пеласги были хозяевами всей территории". (Аргос возможно означает "Равнина").
Мы также слышим о пеласгах в Беотии, где они жили некоторое время, после того как совместно с фракийцами изгнали
аонов, темиков, лелегов и гуантов. После этого они были в свой черед изгнаны бывшими обитателями, и нашли приют в
Афинах под горой Гиметус, часть города, после чего называлось их именем. (Страбон, 9. Р. 401). Аттический историк
рассказывает про их жизнь там, и говорит, что из-за их склонности к миграциям, жители Аттики называли их πελαργoι
(аисты). (Страбон, 5. Р. 221). Вот такую характеристику дают обычно Пеласгам, и очень забавно, что Геродот (1. 56)
подчеркнул контраст между привычкой к оседлости пеласгов с любовью к странствиям, которую проявляли Дорийцы в
Элладе. Даже его личный рассказ о пеласгах опровергает это его утверждение. Ибо пеласги не могли существовать во
стольких многих областях, которые он приписывает им, без каких бы то ни было миграций, или - чего Геродот не
утверждает нигде, - они должны были изначально проживать почти на всей территории Греции и прилегающих к ней стран.
Но также правда и то, что но говорит, что Эллада раньше называлась Пеласгией. И Фукидид сообщает (1. 3), что
название "Эллины" является сравнительно новым, и что "пеласги" - это было название наиболее распространенное среди
племен Греции; но это также не объясняет того, что пеласги упоминаются в Азии (Гомер, Ил. 10. 429), и того, что они
ввели в Грецию Египетские обряды. (Геродот 2. 51) Их временное пребывание в Аттике упоминается Геродотом, который
говорит, что им принадлежал участок земли под горой Гимметус, выделенной им как награда за их услуги по
строительству стен Акрополя в Афинах. Позже, согласно Гекатею, Афиняне изгнали оттуда пеласгов из зависти,
поскольку их земля была культивирована лучшим образом. Однако Геродот говорит, что Афиняне объяснили изгнание
пеласгов тем, что их поведение было распущенным. Фукидид также упоминает (2.17) пеласгийские поселения возле
акрополя, и оракул с этим связанный.
В вышеупомянутом отрывке, Геродот говорит о пеласгах, как о чужестранцах. В другом месте (8. 44) он говорит, что
Афиняне были прежде пеласгами, и так они назывались с приставкой кранаи. После они назывались кекропиады, затем
эрехтеяды, а затем йоны.
Страбон (8. 621) упоминает легенду, в которой жители горы Фригон, что возле Фермопилы, спустились туда, где позже
появились Кумы. Кумы они нашли во владении пеласгов, пострадавших во время Троянской Войны, но, тем не менее,
принадлежавших Лариссе, которая была в 70 стадиях на расстоянии от Кум.
Мы находим следы пребывания пеласгов во многих частях Пелопоннеса. Геродот (1. 146) рассказывает об Аркадийских
пеласгах, и (7. 94) что ионийцы в Ахее раньше назывались пеласгами эгияльскими (или пеласгами побережья). После
того, как Дан и Ксиф пришли в Пелопоннес, их называли Ионийцами, от Йона, сына Ксифа.
В отрывке из Эсхила, упоминавшемся выше, Аргос называется пеласгийским; правитель Аргоса называется
αναξ Πελασγων (5. 327), и во всей пьесе названия
аргивский и пеласгийский употребляются как синонимы. И также в Prometheus Vinctus (5. 860), Арголид
называется "землей пеласгийской". В отрывке из Софокла (Inacus) к королю обращаются, как к правителю Аргоса
и тирренских пеласгов.
Страбон (7. Р. 321) рассказывает, что пеласги захватили часть Пелопоннеса вместе с другими варварскими племенами.
Дале он говорит, (5. Р. 221) что Ефор, согласно Гесиоду, прослеживает происхождение пеласгов от Лукона, сына
Пеласга, и по его личному мнению, пеласги первоначально были аркадийцами, которые выбрали военный образ жизни, и
склонив многих других присоединится к ним, распространили свое имя во все стороны, в том числе среди греков, и
среди других народов, куда бы они не пришли. "Аркадийская божественная, или героическая генеалогия" говорит Г-н
Грот (История Греции, том 1, Глава 9), "начинается с Пеласга, которого и Гесиод, и Азиус считали туземцами, хотя
Аркесалиус Аргейский представляет его как брата Аргоса и сына Зевса от Ниобы, дочери Форонея.
Согласно Дионису, Лукон сын Пеласга, жил за восемнадцать поколений до Троянской Войны; и миграция ойнотийцев под
предводительством Ойнотра, сына Лукона, в следующем поколении, является, согласно Павсанию, самой ранней колонией,
неважно Греческой или варварской, о которой у нас сохранилось воспоминание".
Павсаний (8. 20) пересказывает легенду популярную среди аркадийцев о том, что Пеласг был первым человеком, рожденным
там; по поводу чего он наивно замечает: "Но вполне возможно, что и другие люди также были рождены вместе с
Пеласгом; иначе каким бы он был правителем без подданных?" Согласно этой легенде, Пеласг является постоянным
мифическим героем, превосходящим всех своих современников силой и умом, научая их, что употреблять в пищу, а чего
избегать. Использовать мачты из бука, которые пуфийский оракул (Геродот 1. 66) приписывает аркадийцам, последние
были обучены Пеласгом. Его потомки приумножились через три поколения, и дали свои имена различным областям и многим
городам в Греции. Павсаний также рассказывает о пеласгах пришедших из Елкоса в Пилос, и изгнавших оттуда его
эпонимического основателя (4. 36. №1).
Дионисий говорит об ахейской легенде, согласно которой первым местом жительства пеласгов был Ахейский Аргос.
Там они были исконными жителями, и получили свое имя от Пеласга. Шесть поколений после этого они покинули
Пелопоннес и переселились в Гаймонию, и предводителями этого переселения были Ахей, Фтий и Пеласг, сыновья
Лариссы и Посейдона. Эти трое и дали имена трем областям - Ахея, Фтия и Пеласгиотида. Там они прожили в течении
пяти поколений, и в шестом поколении их изгнали из Фессалии куреты и лелеги, которых теперь называют локрийцами и
аэтолийцами, к которым присоединились многие другие жители области возле горы Парнас, которые привел Девкалион.
(1. 17. Р. 46). Они расселились в различных направлениях: одни поселились в Гистеоте, между Олимпом и Оссой;
другие в Беотии, Фокее, и Евбее; основная же часть, однако, укрылись в Эпире, возле Додоны (1. 18).
2. Пеласги Эгейских островов.
Гомер (Одиссея 19. 175-177), упоминает пеласгов как один из пяти народов, населяющих Крит; остальные четыре народа
при этом были ахейцы, этеокриты, кидоны, и дорийцы (τριχαικες). См.
Коментарий Страбона (5. Р.221 и 10. Рр. 475, 476) где два различных объяснения дано эпитету τριχαικες.
Геродот (2. 51) повествует о пеласгах, проживающих на Самофракии, где они творили мистерии, называемые
самофракийскими оргиями.
Лемнос и Имброс также были населены пеласгами (5. 26). Также и Страбон (5. Р. 221), подтверждает это, цитируя
Антиклейда. Фукидид (4. 109) рассказывает о тирренских пеласгах, которые населяли Лемнос; и Павсиан (7. 2. №2)
говорит, что пеласги изгнали Минян и Лакодемонян из Лемноса. Инициаторами Лемносской резни были пеласги. (Геродот 6.
138-140).
Геродот также упоминает жителей семнадцати островов Азиатского побережья как принадлежащих пеласгийской расе
(7. 95). Согласно Страбону, (13. Р. 621) Менекрат заявлял, что все побережье Ионии, начиная с Микен, было заселено
пеласгами, включая прилегающие острова: "И лесбийцы говорят, что ими управляет Пулей, которого поэт называл
предводителем пеласгов, и от которого их горы называются Пулейскими. И кияне говорят, что они произошли от пеласгов
из Фессалии."
Дионисий (1. 18) рассказывает, что первую пеласгийскую колонию на Лесбос привел Макар после того, как пеласгов
изгнали из Фессалии.
Диодор Сикульский (5. 81) рассказывает об этом по-другому. Он говорит, что Ксантус, сын Трепа, предводитель
аргосских пеласгов, сначала поселился в Лукии, а позже переплыл на необитаемый в то время Лесбос со своими
последователями, между которыми и поделил этот остров. Это произошло за семь поколений до Девкалионова потопа.
Потоп опустошил остров, и Макарий, правнук Зевса, заселил остров во второй раз, и сам остров получил свое имя от
его зятя. Скимнос Хиосский также говорит о пеласгах в Скиявосе и Скуросе.
3. Пеласги Азийские.
По этому поводу у нас есть свидетельство Гомера, что среди союзников Троянцев были пеласги, упомянутые вместе с
лелегами, кавконами, и лукийцами (Ил. 10. 429). Один из них был убит Аяксом в битве за тело Патрокла, - Гиппофоой,
сын Лефа (Ил. 17. 288).
Геродот повествует об Антандоре (7. 42), как о пеласгийском городе, и позже говорит, что эллины когда-то называли
аэоллийцев пеласгами, и что когда они сражались с греками, они носили Эллинские доспехи.
Страбон (5. Р. 221) цитирует из Гомера, что соседями силициев в Троаде были пеласги, и что они обитали возле
Лариссы. (Ил. 2. 841) Это название, возможно, означает крепость, построенную на нависающем камне, и говорит о том,
что там обитали пеласги, независимо от того, когда это произошло. Существовало множество городов с таким же
названием в Греции и два или три в Малой Азии, которые были перечислены Страбоном (9. Р. 440, 13. Р. 620). Согласно
этому географу, большинство карийцев были пеласгами и лелегами. Сначала они расселились по островам, а затем по
побережью. Он утверждает, что согласно Гомеровским словам "пеласгийские племена", число этих племен должно было
быть значительным.
Дионисий (1. 18) говорит, что пеласги, после того, как их изгнали из Фессалии, переплыли в Азию, и поселились во
многих городах морского побережья.
Два таких города еще существовали даже во времена Геродота, а именно Скуляче и Плаче на Пропонтиде. Эти города,
как он полагает, были пеласгийскими, и, по его словам (1. 57), их жители разговаривали на одном и том же диалекте,
который отличался от диалектов их соседей. Этот диалект, как свидетельствует Геродот, был не греческим, но
напоминал диалекты гротонят, или еще более того, диалект хрестонийцев, некоего племени жившего с едонцами во Фракии.
Епископ Фирлуолл, сопоставляя эти утверждения друг с другом, в которых Геродот перечисляет диалекты преобладавшие
у Ионийских Греков, и использует те же термины, приходит к выводу, что "пеласгийский язык, который Геродот
слышал на Геллеспонте и в других местах, кажется ему непонятным жаргоном; так же непонятным, как и диалект эфесов
непонятен милесийцам, а диалект Болоньи - флорентийцам" (том 1. стр. 53). Г-н Грот отличается в своей оценке
от оценки Епископа Фирлуолла относительно этой фразы Геродота, который, как он полагает, знал лучше, чем кто-либо
другой, был ли тот язык, который он слышал греческим или нет. Он также заключает, что "Геродот имел в виду,
что пеласги того времени говорили на языке значительно отличавшемся от языка Греков; но что касается степени
различия между языками - сегодня определить уже невозможно". (том 1. стр. 351-353).
Геерен (Ancient Greece, p. 38, note) высказывает свои замечания по поводу утверждения Геродота о языке
пеласгов тех дней, в которых он, кажется, подметил надуманную неувязку, которую он имеет удовольствие опровергнуть.
Прежде чем покинуть побережье Эгейского моря, необходимо процитировать Фукидида, (4. 109): "Пеласгийская раса,
говорят, была самой распространенной на Колхидском полуострове и в прилегающих к нему островах", и легенду,
переданную Афинием (14. Р. 639), "что Фессалия во время Пеласга была внезапно превращена землетрясением из
огромного озера в плодородную равнину, орошаемую Пениусом, воды которого до этого были перекрыты горами".
Последняя цитата является поэтической версией того, что в геологической истории произошло на самом деле, что,
однако, не подлежит рассмотрению историков, но должно попасть на заметку географам.
4. Пеласги в Италии.
История, переданная в легендах, связывает пеласгийские народы с более чем одной частью Итальянского полуострова.
Название "Ойнотрия", которым раньше называлась южная Италия, предполагает родство между ранними жителями этой
страны и аркадийскими пеласгами. Название "тургенийцы" или "турсены", (тиренцы), которое как мы видели,
использовалось равнозначно с названием "пеласги", предполагает еще одно связующее звено. Бесчисленные легенды
связывают обриков, певкетиян, и другие племена северной Италии и Адриатического побережья с пеласгами из Эпира и
Фессалии. Некоторые из этих легенд упоминаются Страбоном. Он цитирует слова Антиклеида о том, что часть лемнийских
пеласгов переплыла в Италию с Турсеном, сыном Атеса (5. Р. 221). Снова, он цитирует высказывание Иеронима, что
Фессалийские пеласги были изгнаны из Лариссы лапифами, и нашли убежище в Италии (9. Р. 443).
Свидетельство Павсания о том, что Ойнотрий основал пеласгийскую колонию, мы уже приводили. Дионисий (1. 11. Р. 30)
также подтверждает это, говоря что "Ойнотрий, сын Лукона, основал колонию в Италии за семнадцать поколений
до Троянской Войны". Согласно Дионисию, колония пеласгов прибыла из Фессалии и поселилась у аборигенов, с
которыми у них была война из-за Сицилии (1. 17. Р. 45).
Другая часть переселенцев пришла из Додоны, которые как только поняли, что их земля больше не в состоянии прокормить
их, они переплыли на кораблях в Италию, которую называли Сатурнией, повинуясь предсказанию оракула. Ветры пригнали
их к Спине, в одно из устий реки По, где они и поселились, и с помощью своего флота завоевали великую власть.
Однако позже они были изгнаны восставшими соседями-варварами, которых в свою очередь подчинили себе Римляне (1. 18).
После этого пеласги двинулись вглубь страны, пересекли Апеннины, и вступили во владения страны обриков, которые
соседствовали с коренными жителями, и проживали на обширной территории Италии, будучи многочисленным и
могущественным народом. Здесь они поселились на время, и захватили несколько маленьких городов обриков; но, будучи
разбитыми ими, они удалились на территорию аборигенов. Когда пеласги пришли в Котыло, они узнали то самое место,
на котором согласно предсказанию оракула, они должны были принести жертвы Юпитеру, Плутону и Фебу. После этого,
они пригласили местных жителей, которые сначала были враждебно настроены, войти с ними в союз. Поскольку аборигенам
нужны были союзники против Сикулов, которые нападали на них, аборигены приняли это предложение, и вдобавок подарили
пеласгам Велию. Пеласги же помогли коренным жителям завоевать Кротону в стране обриков и изгнать сикулов из их
земель. Совместно они основали многие города - Каира, Агилла, Пиза, Сатурниум, и другие, которые позже захватили
тиренцы. Дионисий рассказывает, что Фалериум и Фещения сохранили в его время некоторые слабые следы прежнего
пеласгийского населения, особенно в вооружении - арголидские копья и щиты, - коллегия Фециялов, и многие другие
религиозные церемонии. Был там также храм Геры в Фалериуме - точно такой же, как и в Аргосе, где также были такие
же жертвенные ритуалы, похожие жрицы, канефоры, и девичьи хоры.
Пеласги также занимали части Кампании, изгнав оттуда аврунцев, и основав Лариссу и другие города. Некоторые из них
еще существовали, после бесчисленной смены народов, еще во времена Дионисия. Они захватили много сикульских городов
и установили свое господство на побережье и внутри страны.
Выгнав сикилийцев, пеласги преумножили свое могущество и территориальные владения. Однако вскоре они навлекли на
себя немилость богов, и потерпели множество наказаний от их рук. Испросив у оракула в чем их вина, они получили
ответ, что они забыли свои клятвы, поскольку перестали приносить в жертву своих перворожденных и первые плоды полей
своих. Мурзилус повествует об этом, добавляя, что пеласги были вскоре разбросаны по всему свету, в том числе часть
из них возвратилась в Грецию, а часть осталась в Италии и мирно смешалась с ее исконными жителями. Они были
воинственной расой, и достигли великой искусности в мореходном деле во время проживания у тирренцев. Поэтому их
часто приглашали другие народы себе в союзники, и называли их то тирренцами, то пеласгами (1. 18-23).
Относительно имени "тиренцы", он говорит, что их так называли из-за крепостей, τυρσεις,
которые они строили. Гелланик Лесбийский говорит, что тиренцы, в прошлом называемые пеласгами, получили то имя,
которым их называют, по прибытию в Италию.
Дионисий предполагает, что ошибаются все те, кто считает, что пеласги и тиренцы - это один и тот же народ. Он
считает, что тот факт, что их имена использовали как синонимы, еще ничего не решает, поскольку в те времена было
принято так делать, например как в случае с троянцами и фригийцами. Более того, греки называли всех итальянцев -
латинов, обриков, авзонов, и т. д., - тирренцами. Даже сам Рим, как многие полагали, был тирренским городом.
Дионисий цитирует Геродота (1. 57) в поддержку версии, согласно которой пеласги и тиренцы были два различных народа.
Это было бы замечательно, говорит он, если бы жители Кротоны разговаривали на том же языке, что и жители Плачены на
Геллеспонте, будучи одним и тем же пеласгийским народом, но не разговаривали бы на том же языке, на котором говорили
тиренцы, будь они пеласгами тоже.
Дионисий полагает, таким образом, что пеласги и тиренцы суть два различных народа. Он подводит итог, говоря, что те
пеласги, которые пережили окончательное исчезновение, смешались с коренными жителями, и их потомки помогли им и
другим племенам построить Рим (1. 30).
Необходимо отметить разницу между Кортоной в стране обриков и Крестоном во Фракии, которую Дионисий ничего не
заподозрив, обошел своим вниманием. Приведенный выше отрывок из его Roman Antiquities, дает нам прекрасный
пример того, как осколки различных легенд принаряжаются в полуисторический наряд, и отправляются в путь, прихватив
с собой всякие побочные улики, которые местные имена или язык могут предоставить.
Общелатинские легенды только лишь свидетельствуют о том, что так называемые аборигены сами были пришельцами в
Италию в свое время, но не существует никаких свидетельств того, что с ними смешались пеласги. С другой стороны,
существует свидетельство, которое подтверждает Варро, и что согласуется некоторым образом с Дионисием, о том, что
пеласги иммигрировали в Италию, ничего не сообщающее о том, что аборигены смешались с ними или стали их союзниками.
Некоторые Римские историки совместили эти две версии отличным от Дионисия образом, так, что в результате аборигены
сами подтвердили, что они и есть те самые пеласги. Это именно то, что имел в виду Като говоря, что аборигены
пришли в Италию за много поколений до Троянской Войны из Ахеи; поскольку именно так он называет старую Грецию
пеласгических времен. (Schwegler, Römische Gesch. 3. 2.) Мы находим такие же легенды о том, что пеласги
иммигрировали в Латинум, из многих других источников. Плиний объявляет, что письменность была привезена в
Латинум пеласгами. Однако остается невыясненным вопрос, имеет ли он в виду пеласгов из Фессалийской Додоны, либо
пеласгов Евандра из Аркадии.
Другие легенды говорят, что Рим был раньше пеласгийским городом, и что традиция праздновать праздник Сатурна была
установлена пеласгами, которые поселились на Сатурнийском холме.
"В других частях Италии мы постоянно натыкаемся", - говорит Швеглер, - "на те же самые широко
распространенные имена. Так, говорят, что в Герничах проживали когда-то пеласги. Пиченум так же был ими населен
когда-то. Существует свидетельство, что Ночерия, Геркуланиум, и Помпеи были основаны ими, или же, что они там
проживали какое-то время. Уже были приведены примеры других городов, которые история ассоциирует с именем пеласгов".
В целом, вся Италия была, если верить этим авторам, населена в древние времена пеласгами. Позже они стали вассалами
италиотов, что является общей судьбой всех местных народов, которые были покорены.
Основываясь на этом и на такого рода легендах, Нейбур выдвинул гипотезу, которая в настоящее время является общепризнанной, и против которой возражения могут быть выражены только с точки зрения сравнительной филологии. Согласно Нейбуру, пеласги были самым первым народом, который населял не только Грецию, но также и Италию. Когда-то очень давно, говорит он, пеласги, возможно в прошлом самый многочисленный народ, населяли все страны, начиная с Арнуса и Падуса и заканчивая Босфором; и они были не кочевниками, как это представляют многие историки, а как оседлый, могущественный и уважаемый коренной народ. Это было в далекие времена, - задолго до начала греческой истории в ее классическом понимании. Однако позже, во времена наших историков, от них остались только изолированные, разбросанные части этой необъятной нации, - так же как это случилось с кельтами в Испании - которые подобно верхушкам гор, возвышаются островами после того, как сушь превращена потопом в озеро. Эти разбросанные пеласгийские племена не представлялись нашим историкам как фрагменты чего-то большего, что пришло из прошлого, но казались колониями, которые были кем-то высланы, подобно разбросанным колониям Эллинов. Вот оттуда и пошли те многочисленные легенды о странствиях и походах пеласгов. Все эти легенды не имеют ни малейшей исторической ценности. Они не являются ни чем иным, как всего лишь гипотезами писателей-историков, выдуманные из предположения, что эти разбросанные колонии пеласгов появились в результате серии миграционных волн. И ничего в этих гипотезах нет исторического, кроме факта, который лежит в основании этой гипотезы, а именно факта существования в позднее время разбросанных пеласгийских племен, - факт, который предполагает гораздо большее, чем просто первоначальное величие и распространенность пеласгов. И если пеласги начали постепенно исчезать к периоду, когда исторические времена начались, то только потому, что они были трансформированы в другие народы Таким образом, в Греции они постепенно эллинизировались как народ, который вопреки всем различиям, все-таки был родственным Эллинам; и даже в Италии они образовали значительную часть племен поздней истории, которые обязаны своим происхождением смешению народов.
Наполовину Греческий элемент, присутствующий в Латинском языке, является согласно этой теории, пеласгическим,
и обязан своему происхождению пеласгийской части Латинской нации.
Эта теория Нейбура, в целом воспринимаемая без изменений, все же нуждается в серьезных исторических
доказательствах. Швеглер серьезно изучил эту теорию, и подверг ее анафеме на следующих основаниях:
- Отсутствие какого бы то ни было местного имени для пеласгов в Италии.
- На эти легенды наложили отпечаток Римские писатели, которые в свою очередь получили информацию от греческих
логографов.
- Противоречивые показания различных авторов касательно миграций пеласгов.
- Отсутствие в Италии каких бы то ни было исторических доказательств, будь то письменные или какие-либо другие
доказательства.
Остается только сделать несколько общих замечаний относительно свидетельства существования пеласгов, и относительно
взглядов современных авторов по этому поводу.
1. Современными специалистами по пеласгам в Греции являются:
Larcher, Chronologie d'Herodote; K. O. Muller, Etrusker; Kruse, Hellas; Mannert, Geographie;
Thirlwall, History of Greece; Grote.
Фирлуолл относится к Пелазгам не как к народу, реально жившему в Греции, но как к народу, существовавшему только в легендах. Он говорит: "Кто-бы ни изучал многие противоречивые теории относительно Пелазгов, - начиная с Cluvier, Larche, Rauol-Rochette, и заканчивая интерпретативными и наполовину скептическими теориями таких авторов, как Niebuhr, Muller, Thirlwall, - не опечалятся ознакомившись с моим выводом что проблема пеласгов отнюдь не неразрешима. Сегодня у нас нет никаких неопровержимых фактов,- и не было ни одного, ни у Гомера, ни у Фукидида даже в их времена, - на которых можно было бы построить теорию существования пеласгов в Греции в до-эллинские времена. И если это именно так, то мы можем вполне обосновано повторить слова Геродота относительно одной из теорий, которую он слыхал, и которая объясняет разливы Нила с помощью предполагаемой связи его с океаном, - что человек, который уносит свою историю в мир иной, более не подлежит критике". (2. Р. 354) Те, кто думает, что подход г-на Грота к решению проблемы слишком общий, найдет, что епископ Фирлуолл рассматривает проблему более подробно и со здоровой долей скептицизма. То, в чем их теории расходятся, а именно в вопросе был ли пеласгийский язык Эллинским диалектом или нет, мы уже упоминали. Поскольку у нас нет никаких конкретных данных для ответа на этот вопрос, нет необходимости углубляться в этот вопрос глубже, чем позволяют отрывки, которые мы уже процитировали. По поводу пеласгийской архитектуры в Греции, достаточно сказать несколько слов. Львиные ворота в Микенах, которые упоминает Павсаний (2. 15-16), единственный монумент пластического искусства сохранившийся с доисторических времен. Туринские ворота похоже принадлежат той же эпохе, и их возведение приписывается Циклопам. Они несут очень сильное сходство с тирено-пеласгическими развалинами в Италии, пример которых приведен в Etruria Regalis Демпстера, - стены Косы, Сегны, Фиезолы. Так что это является небольшим плюсом в пользу теории Нейбура о том, что первоначально пеласги населяли Грецию и Италию. Однако минусом является то, что похожие развалины находят в Малой Азии, где нет никаких легенд относительно пеласгов. Таким образом, мы возвращаемся к теории, впервые предложенной Шлегелем А. В., что полуострова Греции и Италии были поочередно заселены ответвлениями одной первоначальной нации, проживающей когда-то давно в центральной части Западной Азии, и говорящих на одном языке, из которого, постепенно изменяясь, возникли Греческий и Итальянский диалекты.
2. Специалистами по пеласгам в Италии являются:
Niebuhr, Muller, Lanzi, Lepsius, Steub, Mommsen, Prichard, Heffter, G. C. Lewis, Schwegler.
Последний, после тщательного изучения всего, что было сказано по поводу пеласгов, соглашается с г-ном Гротом в том,
что нет никаких исторических оснований, которые позволили бы поверить в правдивость легенд о пеласгах. Он говорит:
"Традиционный образ пеласгийского народа, отовсюду изгоняемого, и нигде не приживающегося навсегда, - народа,
который существует всюду и нигде, всегда возникающий вновь, и бесследно исчезающий снова, - образ этой цыганской
нации кажется мне столь странным, что мы должны усомнится в существовании пеласгов вообще".
После того, как пеласги стали могущественным народом в Италии, согласно преданию, которому верит Дионисий, они
вдруг внезапно исчезли. Это само по себе странно. Ничего от них не осталось, - только несколько географических
названий, которые носят явно выраженный греческий характер. Лепсиус думал сначала, что надпись найденная в Агиле
являлась пеласгической, но Моммзен говорит, что эта надпись ничто иное, как надпись на старом Этрусском.
Нетрудно разглядеть, что преданий о пеласгах в Италии много. Швеглер толково проанализировал причины этого, и
развенчал на исторических и лингвистических основаниях взгляды Нейбура и Мюллера, которые они противопоставили
взглядам Римских историков.
Существует значительная неясность в вопросе по поводу самого названия "Пеласги", - то ли это этнографический
определитель, или же это всего лишь эпитет = автохтонные, коренные жители. И в греческом, и в латинском языке есть
слова, достаточно сходные со словом "пеласги", чтобы подтвердить это предположение: Παλαιoς,
Παλαιχθων, а так же Priscus. Замена л на р так
характерна, что не требует примеров, и окончание γoν почти идентично окончанию cus.
Эти замечания, хотя они и применимы с сильной натяжкой к объяснению того, почему итальянский народ называли
пеласгическим, не обязательно опровергают утверждение Геродота, что города Скуляче, Плаче и Крестон, которые
считались в его время пеласгическими, и их жители говорили на языке отличном, от языков их соседей.
То, что название "пеласги" когда-то означало существующий народ, мы можем вполне поверить; но мы не можем
сформировать какую бы-то ни было историческую концепцию народа, который Геродот называет оседлыми, другие же -
кочевым, и чье древнейшее место проживания было где-то между горою Осса и горой Олимп, а также в Аркадии и Арголиде.
В целом, мы можем частично понять чувства Нейбура, который писал о пеласгах следующее: "Название этого народа
уже изрядно достало каждого историка, который ненавидит ложную филологию, создающую видимость знания рас, полностью
похороненных в тишине веков".
И если мы уделяем пеласгам сегодня больше внимания, чем другим реально существующим расам, то не потому, что они
оставили много правдивых доказательств их существования, но потому, что они занимали такое действительно важное
место в мифах Греции и Италии.
|