Пеласги Греции, Малой Азии и Италии
Говоря о Гомере, Геродоте, Страбоне и Павсании, нужно сказать следующее. Хотя до сих пор не существует единого мнения, жили ли на самом деле эти авторы, но согласно легендам все они были уроженцами Малой Азии. Гомер по преданиям родился то ли в Смирне, то ли в Хиосе, западное побережье Лидии в Малой Азии. Геродот был уроженцем Галикарнаса, города на севере Карии в Малой Азии. Гекатей Милетский, чьи труды использовал Геродот при написании своих Историй, так же был уроженцем малоазийской Карии. Страбон и Павсаний также были выходцами из Малой Азии.
Учитывая, что Малая Азия была в те времена заселена в основном пеласгийскими народами, то можно предположить, что малоазийские авторы имели прямой доступ к информации о пеласгах, что повышает степень достоверности данных о пеласгах. Исходя из информации, предоставленной нам авторами античности, можно сделать следующие выводы относительно пеласгов.
- Согласно преданиям, пеласги были самым древним летописным народом, который обитал на территории современной Греции, на восточном побережье современной Турции и на территории Италии.
- Местности, на которых пеласги обитали наверняка - это Аркадия, Арголида, Аттика, Беотия, Фессалия, Эпир, Иония, острова Самофракия, Лемнос, Имброс, Лесбос (который согласно преданиям раньше назывался Пеласгией) и Крит, а также части Италии.
- В результате прихода древнегреческих племен, пеласги были вытеснены из Греции в основном на восток, в Малую Азию и прилегающие к ним острова. Оставшиеся пеласги были ассимилированы греческими колонистами. Несмотря на различия между греками и пеласгами, и те и другие принадлежали к индоевропейской группе народов.
Интересен разброс мнений по поводу уклада жизни пеласгов. До нас дошли сообщения противоречивого характера, объяснить которые сегодня очень не просто. Так, например, согласно одним источникам, пеласги были кочевым племенем; согласно другим - народом оседлым, успешно занимающимся земледелием; согласно третьим - воинственным и нечестивым племенем; и согласно другим данным - племенем гостеприимным и обладающим высокой репутацией.
Разброс показаний о моральных качествах пеласгов мог возникнуть в результате того, что древнегреческие племена столкнулись с пеласгийскими в борьбе за территорию. Поэтому для древнегреческих племен необходимо было найти официальную причину, по которой изгнание пеласгов было бы идеологически и морально оправдано. Отсюда возможно и возникли легенды негативного характера, хотя это и не значит, что не существовало каких-то других причин для этого.
Статья о пеласгах, процитированная из Словаря Греческой и Римской Географии, представляет мнения не только античных историков, но и специалистов нашего времени. Учитывая общую запутанность вопроса, не удивительно, что мнения современных историков разделились. Одни историки верят в то, что пеласги в действительности существовали, однако не знают, как интерпретировать противоречивые данные о них. Другие историки категорично заявляют, что такого народа не было, поскольку у нас нет конкретных доказательств того, что пеласги в действительности жили в Средиземноморье три с половиной тысячи лет назад.
Позиция абсолютных скептиков пессимистична, оригинальна, но не прочна. Действительно, можно ли поверить в то, что историки и писатели, жившие в различных местах и в различное время (Гомер, Геродот, Страбон, Птолемей) являются участниками немыслимого заговора, цель которого - одурачить историков современности. К сожаленью, археологи не откопали ни одной надписи типа "Здесь жили пеласги", не осталось также ни одного живого свидетеля тех лет, который мог бы сегодня под присягой заявить, что пеласги действительно существовали. Поэтому мы вынуждены в данном случае, как и во многих других, полагаться только на письменные свидетельства, легенды, предания, топонимы, данные лингвистики и археологии.
Что касается легенд и письменных свидетельств, то они у нас есть. Их противоречивый характер, однако, вынуждает отправиться на поиски гипотезы, которая бы помогла составить из этих разрозненных данных одну общую картину, наиболее близкую к реальности. Археологические данные так же неоднозначны и запутаны, как и легенды. Можно сказать, что археологи создали свой, только им понятный мир прошлого, дав обычным явлениям свои, порой непонятные названия, тем самым заменив мифы, пересказанные античными историками, на мифы, которые созданы в наше время, как выразился один итальянский историк. Единственная разница между мифами древних историков и мифами современных археологов в том, что строки из Гомера или Геродота повествуют о людях, которые врываются в настоящее со всей душой и характером, которыми они когда-то были наделены, а строки из отчета археологических раскопок повествуют о холодных черепках горшков, в которых хранился прах этих людей. Несмотря на то, что легенды могут оказаться чистым вымыслом, а одни и те же археологические находки интерпретированы как угодно, мы попытаемся гармонизировать легенды с археологией, насколько это позволят сделать имеющиеся в нашем распоряжении данные. Что касается лингвистики, то мы обратимся к ней позже.
Говоря о пеласгах, следует отметить, что само название "пеласги" вполне возможно первоначально означало один какой то народ, населявший Грецию в древние времена. Вместе с пеласгами древнюю Грецию населяли и другие, родственные пеласгам народы. Однако по неизвестной для нас причине, именно этноним "пеласги" был выбран историками для обозначения в целом этой группы родственных народов. Показательным в этом плане является пример самих греков. Ведь первоначально греков никто греками не называл: это была группа родственных народов, колонизировавших Грецию и носивших разные названия. Гомер греков называл ахейцами и данайцами. Было много других греческих народов/племен, - эллины (именно так сами себя называли греки), дорийцы. Но так получилось, что следуя римской традиции именно по имени "греков" (древнегреческого племени, проживавшего в Эпире) сегодня мы называем всех тех, кто когда-то называл себя эллинами, дорийцами и ахейцами. То же самое произошло и со славянами. Ведь общее название "славяне" было взято от одного из славянских народов, который приблизительно так и назывался, "словене", и распространено было это название на все без исключения славянские народы. Похожая ситуация и с германскими народами. Почему так произошло, сегодня уже никто не знает и возможно, что этот вопрос останется без ответа еще долгое время.
Пеласги Библии
О пеласгах в Египте и Палестине нам повествуют Библия и египетские хроники. Важно отметить, что современные историки приняли версию, что пеласги = филистимляне = пелесет. Множество улик указывает на то, что это три разных варианта произношения названия одного и того же народа.
Нападения на Египет, в которых принимали участие вышеупомянутые народы, происходили в том числе и со стороны моря. Поэтому все эти перечисленные народы египтяне окрестили "народами моря", или sea people, которых большинство современных историков считает простыми морскими разбойниками, пиратами. На сегодняшний день так и не сложилось одной общепринятой гипотезы по поводу так называемых людей моря из-за недостатка информации и по причине неоднозначности перевода с египетского языка названий всех народов, которые принимали участие в нападении на Египет. Кроме того, сама причина агрессии людей моря до сих пор неизвестна: были ли это простые пиратские набеги, либо миграция народов, вынужденных по какой то причине покинуть свою родину? Из египетских источников известно, что пеласги двигались в Египет как по суше, так и по морю. Если по морю двигались в основном солдаты, то, вполне возможно, что сухопутная часть пришельцев состояла в основном из гражданских лиц, которых гнала безысходность.
Интересно, что все упоминания о филистимлянах в Библии сконцентрированы в трех книгах Царств. Эти книги Царств представляют нашему вниманию панораму исторических событий в Палестине в течении нескольких поколений правления израильских царей - Саула, Давида и Соломона. В этот период происходили ожесточенные территориальные стычки между филистимлянами и израильтянами, в которых сначала побеждали филистимляне, а затем израильтяне. В общем, крови как обычно было пролито море и с той, и с другой стороны. Но в результате израильтяне все-таки отвоевали территорию Палестины, которая была названа так в честь пеласгов-филистимлян.
В третьей книге Царств, в той ее части, которая посвящена Соломону, встречается первое упоминание в Библии имени Дарда (любопытно, что второй раз имя Дарда упоминается в Библии в первой книге Паралипоменона, при этом в древних персидских, греческих и сирийских версиях Библии это имя совпадает с именем Дарда, а в остальных источниках вариантом этого имени является имя Дара). Существовала ли какая-то связь между Дарданом средиземноморья и Дардой Библии, или же это всего лишь случайное совпадение? В следующей главе будут предоставлены данные по хронологии событий, что поможет пролить некоторый свет на этот вопрос.
Нам известно, что жена Давида, от которой родился Соломон, была раньше замужем за хеттеянином, и не исключено, что сама она могла быть хеттеянкой. Как мы уже знаем из предыдущих глав, во времена битвы при Кадеш, дарданы были союзниками хеттов. Если существовали открытые культурные контакты между хеттами и дарданами, то вполне вероятным будет предположение, что хетты могли быть наслышаны о легендарном сыне Зевса, Дардане и о его подвигах, о которых в свое время слагались трагедии. А через хеттов, проживавших в Палестине, составители этой части Библии, которая повествует о Соломоне, могли узнать о первом правителе Дардании.
Информация о Дардане Средиземноморья могла поступить в Палестину вместе с теми пеласгами-филистимлянами, которые мигрировали в Палестину из Малой Азии, и которые могли бы быть прямыми потомками народов-союзников троянцев в Троянской войне. Царь Давид, отец Соломона, сам жил долгое время среди филистимлян/пеласгов, от которых его семья могла тоже узнать о правителях разрушенной Трои, о мудром царе Дардане, что и побудило самого Давида сравнивать мудрость своего сына с мудростью легендарного правителя пеласгов.
|