В нижеприведенной таблице перечислены союзники ахейцев, которые брали участие в Троянской войне, и которых перечислил Гомер в списке кораблей.
Территория |
Города |
Предводитель |
Корабли |
Беотия |
Гирия, Авлида, Схены, Скол, Этеон, Феспия, Герия, Микалесса, Илезий, Гарма, Эритра, Гил, Элеон, Петеон, Окалея, Медеон, Копы, Эвтрез, Фисба, Коронея, Галиатр, Платея, Глисс, Гипофивы,Онхест, Арн, Мидея, Нисса, Анфедон |
Аркесилай, Леит, Пенелей, Профоенор, Колоний |
50 |
|
Миниев Орхомен и Аспледон |
Аскалаф, Иялмен |
30 |
Фокида |
Кипарис, Пифос, Криссы, Давлис, Панопея, Гиампол, Анемория, Лилея |
Схедий, Эпистроф |
40 |
Локры |
Кинос, Опунт, Весса, Каллиар, Скарф, Авгея, Тарфы, Фроний |
Меньший Аякс |
40 |
Эвбея |
Эретрия, Халкида, Коринф, Диум, Стир, Кариста |
Элефенор |
40 |
Аттика |
Афины |
Менесфей |
50 |
Саламин |
|
Аякс Теламонид |
12 |
Аргос |
Тиринф, Гермиона, Азина, Эпидавр, Масета, Эгина |
Диомед, Сфенел, Эвриал |
80 |
|
Микены, Коринф, Клеоны, Орния, Арефирея, Сикион, Гипересия, Гноесса, Пеллена, Эгион |
Агамемнон |
100 |
Лакедемон |
Фара, Спарта, Месса, Брисия, Авгия, Амиклы, Гелос, Лаас, Этил |
Менелай |
60 |
Мессения |
Пилос, Арнея, Фриос, Эпи, Кипариссия, Амфигения, Птелеос, Гелос, Дорион |
Нестор |
90 |
Аркадия |
Фенос, Орхомен, Рип, Стратия, Эниспа, Тегея, Мантинея, Стимфала, Парразия |
Агапенор |
60 |
Элида и часть Элиса |
Утес Оленийский и холм Алезийский |
Амфимах, Фалпий, Диор, Поликсен |
40 |
Дулихия, Эхинадские острова |
Возле Элиды |
Мегес |
40 |
Итака, Самос? |
Кефаления, Крокилея, Эгилипа, Закинф |
Одиссей |
12 |
Этолия |
Олена, Пилена, Плеврона, Калидона, Халкида |
Фоас |
40 |
Крит |
Кносс, Гортина, Ликт, Милет, Ликаст, Ритий, Фест |
Идоменей, Мерион |
80 |
Родос |
|
Тлиполем Гераклид |
9 |
Возле Родоса |
Сим |
Нирей |
3 |
Возле Родоса |
Низир, Казос, Крапаф, Коос, Калиднийские о-ва |
Фидипп, Антиф |
30 |
Пеласгический Аргос |
Алос, Трахина, Фтия, Геллада |
Ахиллес |
50 |
Север Аргоса Пеласгического |
Филака, Пираз, Итонея, Птелей, Антрон |
Проетсилай, Подаркес |
40 |
Север Аргоса Пеласгического |
Феры, Бебы, Глафиры, Ияолк |
Эвмел |
11 |
Север Аргоса Пеласгического |
Мефон, Фавмакия, Мелибея, Олизон |
Филоктет, Медон |
7 |
Север Аргоса Пеласгического |
Ормения, Астерия, Титан |
Эврипил |
40 |
Агрисса |
Гиртона, Орфа, Элон, Олооссон |
Полипет, Леонтей |
40 |
Возле Додоны |
Трикка, Иофама, Эхалия, Эврит |
Подалир, Махаол |
30 |
Возле Додоны |
Киф |
Гуней |
22 |
Магнезия |
Пелион |
Профоой |
40 |
Кипр |
|
Мигдалион |
1 |
Фивы |
|
Терсандр |
40 |
Всего |
|
|
1227 |
Описывая союзников троянцев, Гомер не уточняет количество воинов, но те данные, которые он предоставляет, являются бесценным свидетельством о географическом местонахождении союзников троянцев. Дополнением к информации Гомера, может служить информация об эфиопах, о которых писал Аполлодор и Дарет, и которых пришло на помощь троянцам 10000 воинов, информация об амазонках, предоставленная Павсанием (1. 15. 2), Даретом и Диктисом, данные о Колофонии Дарета, упоминание амазонок и эфиопов в поеме Падение Трои, а также упоминание индийцев в книге Песнь о пленении Трои, написанной по мотивам книги Диктиса.
Союзники троянцев |
Территория |
Предводитель |
Троянцы |
Троада |
Гектор и др. сыновья Приама |
Дарданцы |
Дардания |
Эней, Акамас, Архелох |
Зелия |
Возле горы Иды |
Пандар |
Адрастея, Питиея, Апес, Терея |
(Перкозия?), Адрастея |
Адраст, Амфий |
Перкота, Практион |
Сестос, Абидос, Арисба, возле реки Селеис |
Азий |
Пеласги |
Лариса |
Гиппофоой, Пилей |
Фракийцы |
Фракия |
Акамас, Пирос |
Мисийцы |
Мисия в Малой Азии или Фракии |
Хромий, Энномос |
Лелеги |
Педас у Сатниона |
Альт, Ликаон, Полидор |
Киликийцы |
Фивы |
Эетион |
Китии, солимы |
Фиванская равнина |
|
Фригийцы |
Аскания дальняя |
Форкис, Асканий |
Киконы (Кавконы?) |
Фиванская равнина? |
Трезен |
Пеоны |
Из далекого Амидона где катится Аксий широкий |
Пирехм |
Пафлагонцы |
Из Генет, Китора, Сесам возле реки Парфений, из Кромны, Эгиялы, Эрифин |
Пилемен |
Гализоны |
Алиба далекая, где серебро добывают |
Годий, Эпистроф |
Меонцы |
Гигейское море |
Антиф, Месфл |
Кары |
Милет, гора Фтиров, река Меандр, Микала вершины |
Настес, Амфимах |
Ликийцы |
Из далекой Ликии возле реки Ксанф |
Сарпедон, Главк |
Эфиопы |
Современная Эфиопия? Персия? |
Перс, Мемнон, Сигамол |
Амазонки |
Причерноморье? Фермодон? Ливия? |
Пентесилея, Клони, Полемуза, Эвандра, Антандра, Бремуза |
Колофония |
|
Мопс |
Энеты |
Малая Азия? |
|
Индийцы |
Индия? Сугдея? |
Тавтаний |
Хотя в списке Троянцев киликийцы отсутствуют, тем не менее, я их поместил в таблицу. Как предположил Геродот, киликийцы, хотя и упоминаются в Илиаде как союзники троянцев, ко времени презентации Гомером списка Троянцев (десятый год войны) но они уже были уничтожены, за исключением небольшого контингента, вошедшего в подчинение Гектору.
Об эфиопах мнения античных авторов разделились. По одной из версий эфиоп на греческом языке означат человек с опаленным лицом (т.е. любой чужеземец с темным цветом лица), по другой - попытка передать с помощью греческого языка иностранный этноним, который означал нечто другое. Геродот писал, что в Африке проживают два племени эфиопов - одно на западе (Атласские горы?) и второе на востоке (Мерое?). Гомер в Одиссее также писал, что было два племени эфиопов "в отдаленной стране" - одни жили на западе, а другие на востоке. Павсаний (10. 31. 7) утверждает, что эфиопы, союзники троянцев, пришли не из Эфиопии, но из "персидских Суз и от реки Хоаспа". Кроме этого Павсаний сообщает, что даже в его время по поводу эфиопов было много противоречивых мнений:
Что касается этих эфиопов, то о значении их ни я сам не мог догадаться, ни узнать от тех, которые стараются выставить себя знающими; они говорят, будто эфиопы изображены на чаше вследствие реки океана, что эфиопы живут на его берегах, а Океан является отцом Немезиды. На океане же, который является не рекою, а краем того моря, по которому плавают люди, живут иберы и кельты и на нем есть остров Британия. Из эфиопов за Сиеной, на самом краю Эритрейского моря живут ихтиофаги, и залив, около которого они живут, называется заливом ихтиофагов; эфиопы же "справедливейшие" населяют город Мерою и так называемую эфиопскую равнину; это те, которые показывают "стол солнца", и у них нет ни моря, ни другой реки, кроме Нила. Есть и другие эфиопы, соседние с маврами, их земли простираются вплоть до насамонов. Этих насамов Геродот называет атлантами... Павсаний, Аттика, (33. 4).
В поэме Падение Трои эфиопов называют темнокожими, а правителя эфиопов, гиганта Мемнона называют сыном Восхода, что с одной стороны говорит о том, что Мемнон был сыном Эос, богини утренней зари, которая обитала на востоке Океана, а с другой стороны может означать, что эфиопы пришли откуда-то с востока. Любопытно, что Мемнон был родственником Приама, так как отцом Мемнона был Тифон, родной брат Приама. По преданиям у Тифона было три сына, из которых Мемнон правил в Эфиопии, а Эмафион правил в Аравии. Если предположить, что Океаном называли Средиземное море, то действительно, восточное побережье этого моря примыкает к Аравийскому полуострову, - географическая область, в которой вероятно размещали жилище Эос. Если предположить, что родные братья Мемнон и Эмафион разделили между собой один участок земли, то, тогда Эфиопия Мемнона должна была находится где-то рядом с Аравией, если конечно последняя находилась именно на том месте, которое на современных географических картах называют Аравийским полуостровом. Интересно, что в настоящее время в египетских Фивах есть две гигантские статуи, которые охраняли некогда находившийся там храм, и которые называют Коллосы Мемнона, так как согласно древним преданиям, одна из статуй изображает Мемнона, сына Тифона и Эос.
В недошедших до нас трагедий Эсхила Мемнон о царе эфиопов, которые пришли на помощь троянцам есть такие строки (тут нужно учитывать, что Эсхил писал в пятом веке нашей эры, а за более чем полторы тысячи лет после Троянской войны географические представления греков претерпели неоднократные изменения):
Я знаю и хвалю то племя славное Из эфиопских мест, где семиустый Нил Питает волны вихревыми ливнями
Оттоле, где от Солнца огнеокого В нагорьях тает снег; и вся цветущая Земля Египта, этой орошенная
Святой волной, дарит плоды Деметрины. Эсхил. Трагедии, стр. 294.
Геродот неоднократно упоминал азиатских эфиопов проживающих ближе к Индии (7.70): "Восточные же эфиопы (в походе участвовали два племени эфиопов) были присоединены к индийцам. По внешности они ни чем не отличались, а только языком и волосами. Так, у восточных эфиопов волосы прямые, а у ливийских - самые курчавые волосы на свете". С этим перекликается то, что и Вергилий писал о войсках Мемнона: "пришельцы из страны Зари - Мемноновы рати" (Энеида, 1.489). Эфиопов (Aethiopes Ichthyophagi) в Азии упоминал также и Птолемей, располагая их где-то на побережье Китая или Кореи (Птолемей, 7.3).
Информация же об индийцах вообще загадочна. Вот как о них сообщает Повесть о пленении Трои (Троянские сказания, стр. 74): "Многие погибли в битвах, и редели полки царя Приама. Упросил Приам Тавтания, индийского царя, и тот прислал на помощь троянцам бесчисленное войско. Индийцы же все были темнолицы, так что, видя дивный облик их, пугались греческие воины, страшились они и оружия их и зверей, прирученных индийцами".
Комментируя этот пассаж, редакторы Троянских сказаний пишут, что Тавтаний - это искаженное имя Тевтранта, правителя Мисии, который пришел на помощь троянцам, а упоминание Индии является поздней вставкой, ибо "в античных источниках нет и не могло быть упоминаний об участии в Троянской войне индийцев, которых греки в те времена вообще не знали".
Было бы поспешностью категорично утверждать, что малоазийцы не знали ничего об Индии в конце второго тысячелетия до нашей эры. Нам известно, что народы, населявшие древнее средиземноморье упоминались в книге индийского эпоса, Махабхарате, которая, как предполагают некоторые ученые, была сложена в середине-конце второго тысячелетия до нашей эры. И если древний индийский эпос упоминает народы древнего средиземноморья, то было бы логичным предположить, что и древним средиземноморцам соответственно было кое-что известно о народах древней Индии. Археологические данные говорят о том, что между Средиземноморьем и Индией еще во времена Хараппской цивилизации, существовали связи. Кроме того, нам не известно какими дополнительными источниками могли пользоваться составители русской версии Троянской войны.
Учитывая данные Геродота о эфиопах из Индии, можно предположить, что именно этих эфиопов и имели в виду авторы русского варианта Троянских сказаний, тем более, что комментаторы Дарета предполагают, что перечисленные им вожди эфиопов Перс и Мемнон, на самом деле являлись одним лицом, персом Мемноном, что опять указывает на восточные географические области. Сицилиец Гвидо де Колумна в своей версии Истории разрушения Трои (13 век нашей эры), пишет о том, что Парис встретил трех богинь с яблоком в Идейском лесу, находящемся в Малой Индии. Учитывая общую запутанность вопроса об эфиопах, можно только подивится уровню эрудиции авторов древнерусского варианта Илиады, которые идентифицировали эфиопов с индийцами. Вероятнее всего, аутентичная информация о связях Трои с Индией существовала, но в большинстве версий рассказов о Троянской войне эта информация могла быть проигнорирована или неправильно истолкована переписчиками, которые сами сомневались в правдивости информации об Индии. Возможно, что в те годы Малой Индией называли Согд, так как согдийские горы, согласно Птолемею, назывались Индийскими горами.
Звери, прирученные индийцами, упомянутые в вышеприведенной цитате, возможно, были слонами. Перегон слонов из Индии в Малую Азию на первый взгляд кажется задачей невыполнимой, однако, следует вспомнить, что Ганнибал привел из Африки через Гибралтарский пролив, Испанию и заснеженные Альпы в Италию приблизительно сорок боевых слонов, что и по расстоянию, и по сложности превосходит перегон слонов из Индии в Малую Азию.
Следует также упомянуть, что и эфиопы и индийцы упоминались в так называемых книгах Сивилл, книгах пророчеств, составленных Сивиллами, одна из которых, по информации из самих этих книг и других источников, была женой одного из сыновей Ноя, а другая - жила в Трое вол времена Троянской войны. Пророчества Сивилл давали древним пеласгам информацию о событиях прошлого и будущего, а в одной из книг говорилось даже о пришествии Иисуса Христа. Вот что сообщали книги Сивилл о эфиопах и индийцах: "Гог и Магог, увы, увы тебе, край Эфиопский!" (Песнь третья, 319), "Не заноситесь, Индийцы и храбрый народ Эфиопов!" (Песнь пятая, 206), Горе вам, горе, Мидийцы! Рабами станете вскоре вы Эфиопским мужам в земле Мерои далекой" (Песнь одиннадцатая, 64). Любопытно, что согласно книгам Сивилл, Фригия азийская, или ее восточные границы, находилась восточнее, чем это предполагают историки: "Есть во Фригии черной, что без конца и без края, горный обрывистый кряж, называется от Араратом" (Песнь первая, 261).
Информация об амазонках также представляет загадку. Прибыли ли эти амазонки из Причерноморья или же из Ливии - точно неизвестно. Дарет утверждал, что амазонки прибыли на помощь троянцам с востока. Некоторые авторы считают, что амазонки прибыли из азиатской Фермодоны из города Фемискира: так, в Падении Трои повествуется, что Затем, из Фермодоны, от широких и стремительных потоков, пришла прекрасная, как богиня, Пентесилея. (http://sunsite.berkeley.edu/OMACL/Troy). Считается, что современная река Терме Кай на севере Турции и есть тот самый Фермодон, в устье которого находилась страна тех самых амазонок, которые пришли на помощь троянцам. Согласно летописям, амазонки переселились к Фермодону с Кавказских гор в эпоху до Троянской войны. Вероятнее всего, именно причерноморские амазонки пришли на помощь Приаму, так как помимо географических указаний на Фермодон, существует информация о том, что амазонки пришли на помощь троянцам вопреки тому, что незадолго до Троянской войны амазонки воевали с Приамом; трудно себе представить, что амазонки метались бы туда-сюда из Ливии, то ради войны с Приамом, то ради войны против врагов Приама в Малой Азии. Интересно, что историк Эфор иначе интерпретирует строки Гомера про гализонов:
Рать гализонов Годий и Эпистроф вели из Алибы, Стран отдаленных, откуда исход серебра неоскудный; (Ил., 2.856)
По Эфору дело было так:
Рать амазонок Годий и Эпистроф вели из Алопы, Выйдя из славной страны, откуда амазонок племя. (Страбон, 12. 3. 19-22)
Таким образом, Эфор ставит знак равенства между гализонами и амазонками. Страбон про гализонов пишет, что это народ, который позже начали называть халибами (алибами - что возможно как-то связано с тем народом, который проживал возле западного побережья Каспийского моря, и который называли албанцами), а еще позже их стали называть халдеями, которые проживали на северо-западном побережье Черного моря возле реки Галис, что на территории современной Турции. Другие же авторы называли их алазонами, галлизонами, каллапидами из Алибы (Алопы, Алобы, Халибы, Алазии) или амазонками, которые проживали либо в Мисии (ближе к Черному морю, территория современной Болгарии), либо в Малой Азии, либо севернее современной Одессы в Украине.
Любопытно, что в дополнение к информации об амазонках Ливии и Причерноморья, существует также и информация про амазонок Индии: древние индийские летописи повествуют о стране женщин (Стрираджая), которая находилась по соседству со страной индийских Дард. Вероятно именно эту страну упоминают древние скандинавские географические трактаты: К северу от Индиаланда находится Квенланд там нет мужчин (Древнескандинавские географические сочинения, стр. 96). Кроме этого, в древних скандинавских источниках упоминалось, что по соседству с Финляндией возле Балтийского моря проживали балтийские амазонки.
Возвращаясь к географии событий, нужно сказать, что не я был первым, кто пытался проанализировать географически места проживания союзников греков и троянцев. Гарольд Пик в книге "Лошадь и меч", изданной в 1933 году (The Horse and the Sword, by Harold Peake) проделал то же самое, и был поражен обнаружив следующее. Если провести диагональ в поперек Эгейского моря начиная с левого верхнего угла (Фермский залив), и заканчивая в правом нижнем углу (остров Родос), то все союзники ахейцев окажутся в левой части от диагонали, а союзники эгейцев - по правой стороне от диагонали. Картина, очень похожая с той, которую обнаружила Сьюзан Гуттель, анализируя списки гостей острова Самофракия и списки посвященных в самофракийские мистерии (Theoi Megaloi: The Cult of Great Gods at Samothrase).
Исключением является информация о том, что союзниками греков были отряды из Пеласгического Аргоса. Значит ли это, что пеласги, которые все еще жили в Аргосе присоединились к грекам, чтобы воевать против других пеласгов, или же во времена Троянской войны Аргос назывался "Пеласгическим" только по инерции, - увы, это не известно.
Параллельно этнической и политической поляризации в Средиземноморье двенадцатого века до нашей эры, существовала и информационная поляризация: две различных версии происходившего в те годы представляет нам греческая и пеласгийская традиции. Классическая греческая версия предполагает, что все происходило именно так, как это описывал Гомер в Илиаде и другие авторы в концептуально родственных Илиаде произведениях. Альтернативная версия концептуально близка истории, которую приписывают Дарету Фригийцу, участнику Троянской войны.
Главное отличие между этими двумя версиями состоит не в том, что Гомер сделал богов действующими лицами, а Дарет не упоминал богов ни разу; и не в том, что Гомер и Дарет по разному трактовали причины "забастовки" Ахилла; не в том, что у Гомера Парис трус, а Агамемнон самодур, в то время как у Дарета Парис отважный воин, а Агамемнон смелый и справедливый правитель; не в том, что Дарет описывал внешность героев, в то время как Гомер ограничился просто описанием характеров героев; и не в том, что Гомер описывал всего лишь несколько недель последнего месяца войны, в то время как Дарет обрисовал события начиная с похода Аргонавтов и заканчивая отплытием Энея.
Главное различие заключается в том, что греческая версия представляет троянский конфликт результатом неудачной любовной авантюры Париса, а версия Дарета намекает на то, что причина конфликта была иной. Еще во времена Лаомедона, когда аргонавты по пути за золотым руном пристали к троянским берегам, Лаомедон, опасаясь, что вслед за первым случайным визитом греков может последовать военная интервенция и изгнание, (в памяти еще было свежо изгнание пеласгов из территории Греции и Крита), приказал аргонавтам покинуть его страну. Опасения Лаомедона оказались не беспочвенными, так как несколько позже ахейцы и данайцы повторно прибыли в Малую Азию с военной миссией.
Троя - Микены
Имеющаяся в нашем распоряжении информация уже с большей уверенностью позволяет высказать следующие предположения.
- Примерно в середине 15 века до нашей эры греческие племена начали интенсивно вытеснять пеласгийские племена из Греции и прилегающих островов. В результате этого, к 14 веку до нашей эры пеласгийские племена мигрировали в основном на Балканы и в Малую Азию.
- В течении следующих за этим нескольких столетий происходила концентрация политической власти в двух городах древнего Средиземноморья: в Микенах и в Трое. Военный конфликт между Троей и Микенами был скорее всего неизбежен, поскольку окрепшие пеласги возможно попытались бы отвоевать потерянные территории, пользуясь своим возросшим богатством, поддержкой многих союзников и знанием моря и побережья материковой Греции. Греки же, так или иначе, продолжали бы агрессивную экспансию и захват новых стран.
- Результатом десяти лет Троянской войны стали четыре столетия мрака во всем Средиземноморьем.
В дополнение ко всему вышесказанному по поводу Троянской войны, остается добавить только несколько цитат из Геродота, Страбона и Павсания, чтобы дополнить картину миграций племен до и после взятия Трои.
|